Тема
специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Теории агрессии и агрессивного поведения
1.2 Факторы и условия, влияющие на формирование агрессивного поведения
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Проблема кризиса в подростковом возрасте
2.2 Роль и типы подростковых групп
2.3 Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
2.4 Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1 Описание методов и методик исследования
3.2 Анализ результатов исследованиЯ
3.3 Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение Актуальность исследования. Напряжённая, неустойчивая экономическая, политическая и социально - психологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.
Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.
Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха, оказывающему влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов у подростков. Именно в этом направлении происходит формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: во-первых, негативные процессы, происходящие в обществе; во-вторых, состояние семьи, ее атмосфера; в- третьих, факторы риска, идущие от недостатков внутришкольной жизни.
Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска. ............