Введение
Традиционно принято считать, что спортсмены - самые здоровые люди. Огромное число работ, посвященных физической культуре и спорту, показывают положительное влияние на организм человека физических упражнений. Вместе с тем, это - люди, которые испытывают огромные мышечные нагрузки и даже перегрузки, чрезмерные нервно-психические напряжения, они оказываются в условиях различных перепадов температур, атмосферного давления, действия радиации, различных токсических веществ, подвержены инфекциям. Кроме того, существует целый перечень наследственно обусловленных заболеваний. Часто случается так, что физические нагрузки способствуют их более быстрому проявлению. Есть, наконец, и специфика видов спорта, например, - "локоть теннисиста", "ключица велосипедиста" и т.д.. Таким образом, здоровье спортсменов заслуживает пристального внимания и должно быть в основе занятий физическими упражнениями. Вместе с тем, проблемам здоровья спортсменов традиционно неоправданно мало уделяется внимания. Считается даже, что заболевания дискредитируют спорт как величайшее социальное явление. Чаще обращается внимание на поиск средств, повышающих работоспособность (сюда входят и допинги), и средств восстановления.
Плавание относится к числу массовых видов спорта. Потому сущность названных выше проблем относится к огромному контингенту занимающихся. Это и обусловило проведение настоящей работы.
Попробуем более детально охарактеризовать весь процесс формирования современных мастеров водной дорожки. Выделим схематически основные этапы этого процесса, назовем на каждом из них главные задачи и средства подготовки.
Основная подготовка спортсмена-пловца
Опыт многих педагогов убедительно говорит о том, что детей лучше всего обучать плаванию с 5 — 6-летнего возраста, когда они не боятся воды и очень любят купаться.
Ведущее место в обучении должны занимать игры. Этот методический прием позволяет инструктору без труда подводить детей к решению сложных для них задач: научиться погружаться с головой в воду, всплывать, передвигаться в незнакомой среде, открывать глаза, задерживать дыхание, скользить по поверхности, выполнять простейшие плавательные движения и т.д.
Известно много случаев, когда 5—6-летние дети быстро выучивались хорошо плавать кролем на груди, на спине, брассом, а иногда и дельфином, однако большинство опытных тренеров выступает против столь форсированного обучения плаванию. И это, пожалуй, не случайно. Дети младшего возраста имеют совсем иные, чем у подростков и юношей, пропорции головы, туловища и конечностей. В то же время наиболее сложным в плавании является согласование движений. Оно зависит от многих факторов, и в частности от развития ряда двигательных качеств и пропорций тела человека. Вряд ли поэтому столь раннее обучение технике спортивных способов плавания в целом можно считать целесообразным. Очевидно, детей 5—6-летнего возраста гораздо важнее как следует познакомить со свойствами новой для них среды, научить держаться на поверхности и выполнять в воде разнообразные, но простейшие движения, в какой-то мере похожие на элементы спортивных способов плавания.
Физиологические основы обучения и тренировки юных пловцов
Для ребенка, впервые приступившего к занятиям по плаванию, вода — это новая, часто непривычная среда, по отношению к которой у него могут быть различные реакции: положительные и отрицательные. ............