Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И.Н. УЛЬЯНОВА
Кафедра русского языка
Допущена к защите:
Зав. кафедрой русского языка
________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
"Способы номинации персонажей в романе М. Булгакова
"Мастер и Маргарита"
Автор работы: Бережная Ирина Евгеньевна,
филологический факультет
Специальность "Русский язык и литература"
Руководитель работы: Кузьмина Н.А.
Оглавление
Введение
Глава 1. Персонаж как система номинаций
1.1 Понятие "номинация" в лингвистике и его использование в литературоведении. Номинации персонажа
Глава 2. Общая характеристика имен в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
2.1 Частотная характеристика имен в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
2.2 Проблема исследования имен в произведении.
2.3 Семантика имен
2.4 Поэтика названия романа.
2.5 Повторная номинация при организации текста.
Глава 3. Принципы и способы номинации персонажей в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
3.1 Типология имен персонажей в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
3.2 Традиции именословия в художественном творчестве М.А. Булгакова
3.3 Происхождение имен героев в романе Булгакова
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение Художественная литература обладает рядом признаков. Один из них - создание персонажей (героев, лиц), чья "жизнь", действия, мысли и чувства составляют основу сюжета эпических, драматических, лиро-эпических произведений.
При определении персонажной сферы произведений необходимо учитывать условность искусства: ведь субъектами (лицами) здесь могут выступать и ветер, и солнце, и орел ("Колыбельная песня" А.Н. Майкова), Кузнечик-Музыкант в одноименной поэме Я.П. Полонского, восхищавшей B. C. Соловьева: "Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых" [45,90].
Но все-таки наиболее широкие возможности для раскрытия характера, личности открываются перед писателем при создании человеческих персонажей (именно о них пойдет речь в нашей работе). О силе художественной иллюзии, возникающей при сопереживании романным героям и героиням, пишет А.И. Белецкий: "... В фиктивности этих человеческих образов мы, за немногими исключениями, не сомневаемся. И в то же время эти призраки по временам приобретают для нас большую реальность, чем окружающие нас живые люди, мы считаемся с ними, как с подлинно существующими или существовавшими, воспринимаем себя и других в формах, созданных творческим воображением писателя. Нетерпеливые читатели осаждают дом Ричардсона, чтобы узнать от него или от его домашних, жива ли Кларисса Гарлов, героиня его обширного и еще не дописанного до последней главы романа; к могиле несчастного Вертера отправляются поклонники, готовые последовать его примеру. Эти наивные выражения непроизвольной веры в реальное бытие поэтических героев типичны, может быть, для определенного общественного возраста; но и более зрелое общество не перестает по-своему галлюцинировать литературными образами..." [9,89]
Одним из свидетельств такого "галлюцинирования литературными образами" является превращение собственных имен персонажей в нарицательные, чему немало способствуют и сами писатели, "оживляющие" литературных героев, и литературная критика, закрепляющая расширительное значение антропонимов: "Гамлет и Дон-Кихот" И.С. ............