Николенкова Н. В.
В части В единого экзамена по русскому языку есть задание, в котором проверяется владение теорией сложного предложение, – это задание В 6. Проанализировав официальное пособие для подготовки к ЕГЭ - Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009, мы отметили следующие варианты задания В 6. В ряде случаев необходимо было найти придаточное определенного типа (варианты 1, с. 18; 2, с. 30; 3, с. 42). В других вариантах тестов составителями предлагается найти предложение с однородными придаточными (вариант 4, с. 54 и 7, с. 90) или с последовательным подчинением частей (вариант 5, с. 66). Наконец, в двух случаях задание не требовало специальной теоретической подготовки – в варианте 6 на с. 78 предложено найти предложение «с тремя придаточными», а в варианте 9 (с. 114) надо найти сложноподчиненное.
При подготовке к выполнению задания В 6 сначала необходимо повторить типы придаточных и варианты их объединения с главной частью в сложноподчиненном предложении и вспомнить правило постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, в том числе с несколькими придаточными. Мы уже предлагали ряд заданий на повторение правил пунктуации и типов придаточных (http://www.portal-slovo.ru/philology/41727.php). Предложим отдельно задания, которые позволят обратить внимание школьников на типы связи придаточных частей с главной частью сложного предложения.
Итак, в русском языке возможно три способа объединения придаточных между собой и с главной частью предложения.
1 и 2. Наиболее простым случаем является неоднородное (или параллельное) соединение придаточных. В этом случае «к одной главной части относятся разноименные (то есть принадлежащие к разным типам) придаточные» или присловные придаточные одного типа относятся к разным словам в главной части предложения[i]. Пример: И в тот день 1/, когда граф уже ушел 2/, Александр старался улучить минутку 1/, чтобы поговорить с Наденькой наедине 3/ (Гонч.). При главной части (1) в приведенном примере есть придаточное определительное (2), относящееся к слову «день» в главной части, и придаточное цели (3), относящееся ко всей главной части. Между собой придаточные (2) и (3) никакой связи не имеют.
В теоретических пособиях по подготовке к ЕГЭ говорится о неоднородном соподчинении, когда «придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения»[ii]. Пример из этого пособия: Когда бричка была уже на конце деревни 1/, Чичиков подозвал к себе первого мужика 2/, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутолимому муравью, к себе в избу 3/ (Н.В.Гоголь). В данном примере главная часть (2) присоединяет два придаточных – времени (1), которое относится ко всей главной части, и определительное (3), относящееся к существительному «мужик» в главной части (2).
Характеристика «неоднородное (параллельное) подчинение (соподчинение)» есть и в ряде других пособий для подготовки к ЕГЭ, например: Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2009 / Авт.-сост. М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинская, В.И.Ивлева и др. – М.-СПб., Просвещение, 2009, с. 144 (примеры в данном случае не приведены).
Другой вариант присоединения двух или нескольких придаточных к главной части – однородное подчинение, когда «придаточные предложения являются одноименными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом»[iii]. ............