Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курский государственный технический университет
Кафедра теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики
Курсовая работа
на тему: Способы словообразования в немецком языке
по дисциплине: Морфология
Курск – 2010
Введение
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях [12].
Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом к изучению словообразования. Поднимаются вопросы о статусе словообразовательных единиц, о словообразовательных значениях и т.п. Словообразование – раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов [6].
Вопросами словообразования в разное время занимались учёные – языковеды, такие как Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ф. Фляйшер [8], М.Д. Степанова, Якоб Гримм, Ф. Беккер, В.Г Чуваева [7], В. Хенцен [9], Е. Матер [11], И. Эрбен [10] и другие.
Бодуэн де Куртенэ считает словообразование «разделом морфологии, который включает, кроме того, этимологию (учение о корнях), учение о флексии и о полных словах» [8]. Само словообразование он рассматривает как науку «...о словообразовательных суффиксах, с одной, и о темах или основах, с другой стороны»[8], т.e. впервые в учение о словообразовании включается изучение основ, ибо до этого в учение о словообразовании входило исследование только словообразовательных аффиксов.
Признавая постоянное развитие языка, Бодуэн де Куртенэ распространяет принцип изменчивости на все элементы слова — корень, приставку, суффикс и окончание — и считает необходимым, разлагая слово на морфемы, следовать живому чутью языка, оперировать не «какими-то фикциями, витающими в туманной атмосфере праязыка..., но живыми частями склоняемых и спрягаемых слов» [12].
Л.В. Щерба называет словообразованием «живые схемы для обозначения новых понятий и считает целью словообразования — показать, как действительно образуются или могут образовываться слова для новых понятий в... говоре в настоящее время» [13].
М.Д. Степанова считает, что «словообразование в системе языка тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой, потому что глубокое изучение словообразовательных средств позволяет более точно рассмотреть лексический состав языка»[4].
Цель работы - рассмотрение способов словообразования в немецком языке.
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать способы словообразования в немецком языке;
2. Проанализировать сходства и различия в способах словообразования в немецком и русском языках;
3. Выявить семантическую роль словообразования при построении художественного текста.
Актуальность данной проблемы в том, что знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое знание для овладения неродным языком.
Русский и немецкий языки, будучи генетически и типологически близкими, имеют много общего в своих системах словообразования. ............