Часть полного текста документа:Справочные правовые системы на российском рынке В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем (СПС). Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов. Начало эпохи автоматизации правовой информации можно отнести к выходу в 1975 г. Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 558. Там указывалось на необходимость введения государственной регистрации нормативных актов и предусматривалось создание Научно-информационного центра при ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. В то время доступ к такой информации носил строго ограниченный характер. Однако с приходом в эту сферу коммерческих структур в конце 80-х - начале 90-х годов правовая информация стала доступна более широкому кругу заинтересованных лиц. Сформировался рынок СПС. Структура его неоднородна (см. диаграмму). С одной стороны, это профессиональные системы, различные по своему наполнению. Основное назначение таких систем - обеспечение доступа к актуальной информации пользователей с различными финансовыми возможностями, будь то представители крупного, среднего или малого бизнеса. Информация в системах подобного рода обновляется один раз в неделю или ежедневно. Такая оперативность иногда жизненно необходима для пользователей, работающих с правовыми системами по долгу службы. С другой стороны, системы для индивидуального пользования (ежемесячные издания на компакт-дисках), доступные по цене широкой аудитории и позволяющие обращаться к правовой информации по мере необходимости. По оценкам разработчиков СПС, общий объем рынка может достигать 300-400 млн. руб. При достаточно широком спектре предложений в данном сегменте рынка количество фирм, занимающихся этим видом бизнеса, ограниченно. И несмотря на это, все же трудно дать полностью достоверную информацию о расстановке основных игроков. К наиболее объективному критерию оценки распределения рынка - количеству пользователей СПС - фирмы-производители подходят с разных позиций. Так, для корпоративных СПС нередко количество установленных или проданных систем напрямую связывается с числом пользователей. Однако часть из них в дальнейшем отказывается от информационного обслуживания (ИО) и их системы "умирают". Иногда в категорию пользователей включается количество рабочих мест сетевых версий систем. Для CD-изданий вместо количества реализованных дисков иногда называется объем тиража, возможно, завышенный. А часть продукции может остаться нереализованной у партнеров. По оценкам Экспертно-аналитического центра "СК Пресс", около 80% рынка корпоративных систем приходится на СПС "КонсультантПлюс", "Гарант" и "Кодекс". Для московского региона примерное соотношение этих систем - 50, 30, 20% соответственно. В других регионах эти показатели могут меняться. Лидерами в области CD-продукции считаются компакт-диски "Ваше право" (ИСТ) и "Энциклопедия российского права" (АРБТ). Какие же фирмы присутствуют на рынке СПС и какие условия предлагаются партнерам? Приведенные ниже данные предоставлены фирмами по состоянию на май. Структура рынка СПС 15% - крупный бизнес 45% - средний бизнес 30% - мелкий бизнес 10% - частные пользователи "1С" Программная оболочка предлагаемых систем разработана фирмой "1C". ............ |