Введение Актуальность исследования. Начавшиеся с конца 80х годов XX века перемены, связанные со сменой государственного устройства, форм собственности, с изменениями всего политического и экономического уклада нашей жизни, не могли не затронуть и сферу социальных отношений. Разгосударствление в начале 90-х годов прошлого столетия подавляющей части объектов промышленности и ликвидация планово-централизованной системы государственного управления, существенно повысили степень самодеятельности предприятий.
Одно из принципиальных изменений заключалось в том, что возможность определения цены рабочей силы и условий труда была передана в руки договаривающихся сторон. Работодатели и наемные работники были поставлены перед необходимостью, независимо от государства самим решать эти вопросы в рамках договорных трудовых отношений. И хотя это имело и позитивные последствия, но государственные структуры власти и профсоюзы в значительной степени утратили контроль над положением работников наемного труда и возможность влияния на соблюдение их законных прав [1, с.3].
Анализируя историю становления договорных трудовых отношений в индустриально развитых странах мира В.Ю. Бочаров [1, с.4] замечает, что по мере развития производства и общества договорные трудовые отношения приобретали там все более совершенные механизмы взаимодействия сторон, формировались нормы и традиции, появлялись специализированные роли и организации - то есть, происходила постепенная институциализация этих отношений.
Однако на предприятиях процесс институциализации договорных трудовых отношений находится до сих пор в зачаточном состоянии. Можно лишь говорить, что начинается процесс осознания необходимости объединения усилий работников наемного труда в отстаивании своих прав на достойные условия труда и его справедливую оплату. Не сформированы механизмы взаимодействия сторон договорных трудовых отношений в новых условиях. В подавляющей части случаев отсутствуют легитимные коллективные представители работников наемного труда, реально отстаивающие их интересы. Нормы взаимодействия сторон договорных трудовых отношений, закрепленные законодательно, не соответствуют новым постреформенным условиям.
Важной особенностью сложившейся ситуации является нелегитимный характер подавляющей части профсоюзных организаций, которые оказались не способны на реализацию важнейших функций социального института найма и либо бездействуют, либо имитируют подобную деятельность. Поэтому любые попытки органов государственной власти взаимодействовать исключительно только с профсоюзами, не облегчают положение, а только усугубляют его, так как закрепляют сегодняшнюю ситуацию, в которой очевидны зависимость профсоюзов на предприятиях от работодателя и их полная нелегитимность.
Процесс институциализации договорных трудовых отношений, начавшийся с начала 90-х годов, натолкнулся на отсутствие у профсоюзов опыта и традиций функционирования в рамках рыночной экономики. Отечественные профсоюзы оказались совершенно не готовы к выполнению своих функций, они не легитимны и зависимы от работодателя. В то же время факты говорят о том, что эти организации не осознают серьезности положения и в настоящее время не наметили изменений содержания своей работы.
Профсоюзы утратили некоторые функции, многочисленные свои права, как юрисдикционного, так и социального характера, подверглись изменению правовые формы их деятельности. Данное обстоятельство обострило важную социальную проблему - проблему эффективности реализации права на объединение в профсоюзы и защиты ими прав работников. ............