Часть полного текста документа:РЕФЕРАТ по Введению в историю искусства Сравнительный анализ иконы "Богоматерь Донская" Феофана Грека и картины Рафаэля "Сикстинская мадонна" Минск, 2000 ПЛАН I. Истоки искусства возрождения и его коренные отличия от искусства Средневековья. II. Творчество Феофана Грека как представителя палеологовской эпохи. III. Творчество Рафаэля. IV. "Донская Богоматерь" и "Сикстинская мадонна": сходства и различия. 1) перспектива и пространство; 2) пирамидальность и круг как основа композиции; 3) характер линии в работах Феофана Грека и Рафаэля; 4) реализм "Донской Богоматери" и реализм "Сикстинской мадонны"; 5) изображение тела в картинах Рафаэля и Феофана Грека; 6) мотивы движения в рассматриваемых произведениях. V. Культура Возрождения - сочетание традиций и новаторства. Еще со времен Джотто, в период позднего Средневековья, на итальянской почве стала укореняться идея Возрождения. Когда современники Джотто хотели одобрить художника или поэта, они говорили, что тот не хуже древних. "Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. Итальянцы помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была центром цивилизованного мира, пока в нее не вторглись германские племена готов и вандалов, завоевавшие и разрушившие Римскую империю. Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления "величия Рима". Период между классической античностью, на который они оглядывались с горделивым чувством, и грядущей эпохой возрождения оценивался или как достойный сожаления разрыв во времени, пауза в ходе исторического развития" (3). Поэтому искусство эпохи возрождения во многом противопоставило себя искусству средневековья, отказавшись от тех принципов, которые господствовали в художественном творчестве в период между античностью и Ренессансом. Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность произведений искусства сменились стремлением к реалистичному познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира - вот основные черты искусства эпохи возрождения. Однако искусство Ренессанса, на мой взгляд, нельзя назвать во всем и полностью противоположным искусству Средневековья. Что же осталось традиционным в искусстве возрождения, а что стало принципиально новым? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к произведениям рассматриваемых эпох. Если отличительные особенности культуры Ренессанса наиболее полно проявились в искусстве Италии, то, говоря о средневековом искусстве, можно утверждать, что многие его характерные черты нашли отражение в художественных произведениях Византии, где одним из основных видов искусства стала живопись и, в частности, иконопись, воплотившая в себе религиозные представления средневековых художников. В качестве примера византийского искусства рассмотрим икону "Богоматерь Донская", авторство которой приписывают известному византийскому иконописцу, миниатюристу и мастеру монументальных росписей Феофану Греку, и сравним ее с одним из лучших образцов искусства Возрождения - картиной Рафаэля "Сикстинская мадонна". Творчество Феофана Грека (годы жизни: около 1340 - после 1405 гг.) принадлежит периоду палеологовского искусства, сложившегося на византийской почве в конце XIII в. ............ |