Средневековая эстетика
Предмет: Эстетика
План
Введение
1. Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии
1.1 Христианские религиозные принципы в эстетической проблематике
1.2 Идея творения и Творца
1.3 Противопоставление духовных способностей грубой зрелищности
1.4 Категория простоты
1.5 Система образов в раннехристианской философии
1.6 Соотношение мимиетического, символического и знакового образов
2. Учение о прекрасном Августина
2.1 Любовь к красоте и любовь к мудрости
2.2 Прекрасное и безобразное
2.3 Целостность и единство, как результат действия закона упорядочения
2.4 Статическая и динамическая красота. Число и ритм
2.5 Основные аспекты красоты у Августина
Список использованной литературы
Введение
Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя в философской мысли. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии и эстетики.
Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства.
1. Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии
1.1 Христианские религиозные принципы в эстетической проблематике
Эстетический принцип играл далеко не последнюю роль в становлении христианского мировоззрения. Древний библейский мотив творения Богом мира стал стержнем внерационального, и в частности эстетического, подхода к миру. Бог представлялся первым христианским мыслителям великим художником, созидающим мир как огромное произведение искусства по заранее намеченному плану. На этом главном постулате базировалась вся система эстетических представлений ранних христиан. Здесь же проходил водораздел между античной и средневековой эстетикой.
В свете своей мировоззренческой системы христиане значительно переосмыслили идеи своих языческих противников и их предшественников, поставив концепцию божественного творения в основу своей идеологии. Однако и они не сразу утвердились в идее «творения из ничего». У таких раннехристианских мыслителей, как Юстин и Афинагор, Бог упорядочивает и украшает предвечно существующую материю.
Художественное творчество Бога служило апологетам важным аргументом и в деле защиты материи и материального мира от нападок «спиритуалистов» и дуалистов, и для доказательства бытия Бога, и для обоснования реальности самого бытия.
1.2 Идея творения и Творца
Бог создал мир специально для человека. Но и самого человека он творил как произведение (притом главное!) искусства в единстве и красоте его души и тела. ............