Часть полного текста документа:Средневековая система образования Белякова О. Ю. В период раннего средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы легло семь дисциплин, из которых грамматика, риторика и диалектика образовывали "тривиум", а арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав "квадрилиума". Что же считается физической культуры, то её роль в воспитании подрастающего поколения была пересмотрена. В Древней Греции и Риме она мыслилась непременным атрибутом учёности и была залогом гармоничного человеческого существования ("в здоровом теле здоровый дух"). Только здоровое и физически прекрасное тело могло бы стать достойным вместилищем знаний. Другое дело, что у греков физическое совершенствование имело ещё и религиозный характер (Олимпийские игры зародились в Олимпии, при древнейшем в Греции храмовом комплексев честь Зевса Олимпийского). В период Римской империи концепция физического развития сочеталась не с аскетическим духом, а с полной нравственной деградацией. Занятия спортом оставались "правилом хорошего тона" для знатного римлянина, но это не мешало одновременно предаваться самым разным, вредным для здоровья излишествам, в частности, безудержному обжорству и разврату. Кроме того, занятия спортом ассоциировались у христиан с устрашающим символом империи - с амфитеатром, где устраивались пышные гладиаторские бои и было пролито столько крови первых исповедников Христа... Отношение к спорту в Древнем Риме можно сравнить с так называемыми развлекательными центрами, которые становятся символом престижа и "крутости" в наше время: взрослые дяди и тёти, потягивая пивко и дымя сигаретами, играют в кегли, бильярд или рассекают на коньках искусственный лёд в прокуренном помещении под оглушительную музыку из мощных динамиков. Поэтому главным в новой христианской цивилизации стало совершенствование духа, чего так не доставало культуре развратного Рима. Занятия воинским искусством, традиционные и для римлян, и для полудиких варваров, правда, никто не отменял, напротив, в среде недавно обращённых в христианство "молодых" народов даже бытовало мнение, что и образования- то никакого не надо. У недавних варваров даже остро стоял вопрос, а стоит ли вообще мужчинам получать образование (женщины в учёт вообще не принимались). Мужчина - это прежде всего воин, который должен защищать свой родной очаг и страну от посягательства врагов; науки же для него - вещь бесполезная и бессмысленная, удел мирного времени и праздности. Небезызвестный король остготов Теодорих, обосновавшийся в Северной Италии со столицей в окружённой болотами неприступной Равенне, всячески старался снискать себе славу покровителя наук и искусств, хотя придерживался того же мнения. Его сын был воспитан в традициях варваров, а внук получил настоящее классическое образование. В результате образованный внук не смог удержать в своих руках власть. Очевидно, вопрос давать или не давать своим наследникам мужского пола должное образование, мучил умы многих монархов раннего средневековья. И решался он часто не в пользу знаний. Многие короли Европы не умели читать и писать, что, впрочем, не всегда мешало им с честью управлять страной. ............ |