Часть полного текста документа:Старообрядческая этика и экономика (ценностный анализ) Матвеев П. В древнерусском языке вместо слова "эконом" употреблялось слово "иконом", которое было заимствовано из греческого языка, где оно означало "хорошего хозяина", "домострой". Вл. Даль в своём "Толковом словаре живого великорусского языка" так передаёт содержание самого слова "эконом". "Эконом - греч . Хороший хозяин, домострой, скопидом, расчётливый, сберегающий что можно". И вот удивительная судьба слов! Если такие слова как "эконом" или по современному "экономист", уважаемы, ценимы, то слова "домострой", "домостроевщина" воспринимаются как обозначение чего-то чрезвычайно консервативного, ретроградного, отсталого. И не последнюю роль в утверждении подобного значения слова "домострой" сыграло одноимённое произведение русского средневековья "Домострой", датируемое XVI веком, т.е. веком, предшествующему расколу русской православной церкви, когда, можно сказать, все на Руси являлись старообрядцами, когда произошёл Стоглавый Собор, важный для действительного старообрядчества, начавшегося столетие спустя - с реформ Никона 1666-67 гг. Произведение "Домострой" важно как раз для осознания истоков, сущности и специфики этики старообрядцев, в частности, их хозяйственной этики, ибо эта книга и есть доступное, но не элементарное изложение хозяйственной этики православия дониконианского периода. Что отличает этику старообрядцев, и, в частности, их нравственное отношение к экономике? Трагична для православной русской церкви, как в целом для России, история раскола. Казалось бы, чисто формальные, касающиеся только внешних обрядов, предложенные патриархом Никоном и его сторонниками новшества не должны вызвать таких серьёзных, существенных потрясений в обществе, какие произошли. По разному объясняют учёные этот факт. Так, знаменитый, и по праву, историк С.М. Соловьёв этому вопросу даёт следующее толкование: "Горизонт русского человека был до крайности тесен, жизнь проходила среди немногочисленного ряда неизменных явлений; эта неизменность явлений необходимо приводила к мысли об их вечности, божественном освящении, они получали религиозный характер, религиозную неприкосновенность, изменение их считалось делом греховным... Такова обыкновенно бывает жизнь сельского народонаселения, которое потому так упорно держится старого, так тяжело на подъём..." . Но, думается, ошибался здесь великий историк, ибо с точки зрения современных знаний о Руси, не столь уж тесен был горизонт русского человека, да и не в сельском образе жизни заключалось дело, ибо многие раскольники жили и сейчас живут в городах. Сын С.М. Соловьёва, один из наиболее талантливых русских философов, - Вл.С. Соловьёв объяснял причину раскола тем, что раскольники противопоставили " личное мнение против вселенского определения Церкви, частное против целого" . Но дело в том, что старообрядцы никогда не представляли себя вне Вселенской Небесной Церкви - "Града Божьего", которая не тождественна ни одной земной реальной церкви и тем паче она не тождественна для них русской православной ортодоксальной церкви, допустившей акт грехопадения своей церковной иерархии, когда, как это пишется в одном из старообрядческих сборников, на святом месте воцарилась "мерзость запустения", т.е. ............ |