Часть полного текста документа:Министерство образования РФ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Кафедра истории России Статья Ю.М. Лотмана "Сватовство. Брак. Развод" Контрольная работа студентки 2 курса 214 группы Плющевой Д.В. Саратов 2004 Статья Ю.М. Лотмана "Сватовство. Брак. Развод" посвящена ритуальным действиям традиционного русского брачного обряда (преимущественно в дворянской среде). Автор рассматривает ритуал замужества в дворянском обществе XVIII - начала XIX века, доказывая мысль, что этот ритуал носит следы тех же противоречий, что и вся бытовая жизнь. Интересен культурно-исторический аспект рассмотрения проблемы, предлагаемый Ю.М. Лотманом. В противоречие, по мысли автора, вступали воспринимаемые дворянской средой европейские взгляды и пока еще доминирующие архаичные формы брачного обряда. Однако "европейское просвещение", по утверждению исследователя, представляет собой не реальную действительность Запада, а взгляды, навеянные романами, так называемое "романическое воображение". Продиктованные им модели поведения описаны в русской литературе XIX века, в частности, в повести А. С. Пушкина "Метель". Лежащий в основе сюжета мотив похищения невесты и нарушения родительской воли, как доказывает автор примером из "Повести временных лет", существовал еще в языческие времена ("древляне умыкали девиц у воды"), однако в XIX веке рассматривался как "просвещенный" и "западный". Довольно значительное место в статье отводится влиянию крепостнических отношений в России XIX века на семейно-бытовую сферу. Как утверждает Ю. Лотман, только в уродливых условиях крепостничества могли появиться и долгое время существовать помещичьи гаремы. Автор доказывает факт существования крепостных гаремов, преимущественно основываясь на мемуарах Я. М. Неверова, и описывает жесткую систему правил и порядков, которые регулировали жизнь "наложниц", чьей судьбой всецело распоряжался хозяин-помещик, в том числе и наказание "ослушниц" и их возлюбленных. Помещичьи гаремы были обычным явлением в крепостном быту. И хотя исследователь подтверждает свое наблюдение только примерами исторического характера, я могу в качестве доказательства привести строчки из повести А. С. Пушкина "Дубровский", где в свойственной ему краткой и точной манере автор описывает гарем Кирилы Петровича Троекурова: "Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками . Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место". Описывая крепостной быт, автор, на мой взгляд, излишне отвлекается на выяснение социальной составляющей значения слов "раб" и "хам" применительно к крепостным крестьянам. Кроме того, он отступает от заданной им темы ("Сватовство. Брак. Развод") в область экономических отношений между крестьянином и помещиком, "когда инициатива одних и привычка к уже устаревшим формам жизни других образовали кричащий конфликт". Помимо отмеченного противоречия между "западной" тенденцией в сфере семейно-бытовых отношений и осознаваемого как пережиток традиционно русского уклада в дворянской среде, Ю.М. Лотман отмечает и все возрастающий культурный разрыв между укладом жизни дворянства и народа, что, по его мнению, вызывает трагическое мироощущение у наиболее мыслящей части дворянства. ............ |