Равиль Муксинов, доктор архитектуры, декан факультета архитектуры, дизайна и строительства Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Бишкек
Айгуль Насирдинова, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, заместитель председателя Союза архитекторов Кыргызской Республики, Бишкек
Ученые, изучающие курганы ранних или, более широко, древних кочевников (VIII-VII в. до н.э. - III в. н.э.), как правило, сопоставляют их с пирамидами и курганами Мезоамерики, Китая, Египта или Индии. И это не случайно: внимательный и пытливый исследователь непременно сталкивается с интересными, порой парадоксальными фактами и удивительными культурными параллелями между этими объектами. Известно, что еще первые исследователи курганов евразийских кочевников на территории Российской империи нарекли их «степными пирамидами».
Методология архитектурной науки обогащается новыми подходами и направлениями. В частности, во всем мире расширяется диапазон исследований историко-культурного наследия именно в архитектурном аспекте. В последние десятилетия предметом пристального изучения в этом контексте стали курганные сооружения кочевых народов и каменные ритуально-культовые объекты (круги, лабиринты, кольца, менгиры - вертикально вкопанные в землю большие удлиненные камни, кромлехи - концентрические окружности из отдельно стоящих крупных камней, и др.). Из довольно малоизвестного и экзотического предмета изучения они превратились в объекты интереса широкого круга исследователей, к ним обращено пристальное внимание специалистов в области архитектуры.
С появлением новых версий, интерпретаций, гипотез возникновения и принципов организации этих объектов актуализируются вопросы теоретико-методологического плана. При этом велик интерес не только к их истории и культурной значимости, но и к вопросам их вовлечения в современный контекст. Очевидно, что без накопления определенного массива научных знаний, профессиональной оценки, утверждения этих объектов в общественном сознании как одного из важных элементов материальной и духовной культуры задача их сохранения вряд ли выполнима в полной мере.
Это особенно актуально для таких регионов, как Центральная Азия, Сибирь, Кавказ, где памятники такого рода практически не изучаются именно с точки зрения их архитектурных особенностей.
Отметим, что изучение подобных объектов как памятников древности, с одной стороны, и как реальных компонентов современной среды, с другой, выявляет их неожиданные связи с актуальными направлениями в архитектуре и ландшафтном дизайне, например, с так называемой геопластикой («земляной архитектурой», «земляной скульптурой») [1]. Достаточно вспомнить работы представителей ленд-арта на американском континенте, которые иногда прямо интегрируют формы индейских маундов (курганов) и каменных лабиринтов в современную среду. И этот ракурс является, на наш взгляд, бесспорно интересным для специального рассмотрения.
Курганы - погребальные (культовые) сооружения - распространены на всех континентах, за исключением Австралии и Антарктиды. Они обладают достаточно сложной внутренней структурой, их внешняя организация также достаточно разнообразна. ............