Часть полного текста документа:Стоит ли доверять аналитикам при оценке инвестиционной привлекательности компаний? Проблема moral hazard в США Как известно, фондовые аналитики делают обзор инвестиционной привлекательности ценных бумаг вовсе не для собственного удовольствия - этим они зарабатывают себе деньги. При этом в своих отчетах они дают недвусмысленные рекомендации по покупке или продаже тех или иных ценных бумаг, т.е. помогают зарабатывать деньги инвесторам. В том случае, если мнение авторитетного аналитика широко растиражировано по ТВ, электронным и печатным СМИ, оно способно оказать существенное влияние на рынок акций конкретной компании. Возможность манипулирования рынком и наличие конфликта интересов у его участников могут иметь крайне негативные последствия. Серия громких скандалов на фондовом рынке США привлекла внимание общественности к этой проблеме и вынудила Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), наряду с Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг (National Association of Securities Dealers, NASD) и Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE), заняться серьезным изучением практики составления аналитических отчетов. Еще в июле прошлого года SEC выпустила специальное "предупреждение" инвесторам, в котором был обозначен ряд особенностей, связанных с интерпретацией аналитических отчетов. В частности, в исследовании указывается ряд факторов, способных существенно повлиять на рекомендации инвесторам. Так, было отмечено, что аналитики могут работать непосредственно на инвестиционные компании и банки, оказывающие услуги эмитентам ценных бумаг, по которым выдаются рекомендации, или на самих эмитентов. В других случаях аналитики могут прямо или косвенно владеть ценными бумагами. В целом SEC подразделяет аналитиков на три условных категории: Аналитики продавцов - работающие на инвестиционные банки и компании, которые оказывают брокерские услуги сторонним инвесторам; Аналитики покупателей - работающие на взаимные и хеджевые фонды, которые покупают ценные бумаги для себя; Независимые аналитики - работающие только на себя и продающие клиентам свои обзоры по подписке или на заказ. В каждом случае возможны ситуации, сопряженные с конфликтом интересов у действующих сторон. Так, при размещении ценных бумаг на рынке все участники - андеррайтер, эмитент и аналитик, прямо заинтересованы в позитивных рекомендациях. Андеррайтеру это нужно для успешного размещения конкретного выпуска и поддержания котировок, а также укрепления репутации для привлечения следующих клиентов. Эмитент заинтересован в привлечении денег и уменьшении стоимости привлекаемого капитала, а также в росте котировок своих акций. Что касается аналитика, то его компенсация и бонусы часто напрямую зависит от объема операций инвестиционного банка. Негативный отчет может сорвать выпуск бумаг, подмочить репутацию андеррайтера или привести к потере клиента и убыткам. Аналитику банка за такой отчет спасибо не скажут, скорее всего просто уволят. Далее, при оказании брокерских услуг, компания может не брать деньги с клиентов за свои аналитические обзоры. Однако рекомендация "покупать" привлекает новых клиентов и увеличивает комиссионные сборы. Поэтому брокерам выгодно чаще давать рекомендации на покупку, чем на продажу. ............ |