Часть полного текста документа:Структура дистанционного образования Сергей Викторович Агапонов, директор по образовательным программам компании "ГиперМетод", кандидат физико-математических наук. Сейчас к обучению предъявляются новые высокие требования, диктуемые взрывным ритмом жизни и революционными техническими возможностями. Сформулируем базовые принципы, на основе которых создается успешная система дистанционного образования. Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым. Эта задача сама по себе стара как мир. Говорят, она хорошо решалась шаманами и знахарями, затем медиумами-спиритами, потом почтой. А теперь появился Интернет! Казалось бы, взял старую схему заочного обучения и перевел ее на новые технические рельсы. Ан нет! - сейчас к обучению предъявляются новые высокие требования, диктуемые взрывным ритмом жизни и революционными техническими возможностями. Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являющиеся сегодня мерилом удачных решений. Во-первых, доступность обучения. При хроническом недостатке времени учиться надо все больше и больше. Причем процесс обучения должен начинаться когда угодно - когда есть время; длиться сколько угодно - сколько есть времени и сил; он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т. д. и т. п. Радикальный прорыв в этой области позволил осуществить известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер и Интернет, а в ближайшей перспективе - мобильный Интернет и беспроводные локальные сети. Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить: максимальное использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа"; нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории обучения; присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим пользователя. В целом такая система заставляет учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты. В-третьих, достоверность сертификации знаний. ............ |