Часть полного текста документа:Структурно-функциональные основы обеспечения интерактивности дистанционного обучения с помощью учебных компьютерных заданий Матецкий Н.В., соискатель лаборатории методологии и теории содержания образования ИОСО РАО. Под учебным компьютерным заданием (УКЗ) мы понимаем познавательное задание, ранжированное по уровню сложности и уровню творчества, выполняемое учащимся с помощью компьютера. С программной точки зрения УКЗ - это компьютерные клиентские приложения, выполняющие, с одной стороны, предметную задачу и с другой - обеспечивающие связь с сервером для организации и контроля учебной деятельности при дистанционном обучении. Развитие дидактического обеспечения дистанционного обучения - одна из главных задач 12-летней школы (1). УКЗ - одно из основных средств организации самостоятельной работы дистантного учащегося, позволяющее обеспечить интерактивность его обучения. Характерными признаками обучения на основе УКЗ являются: 1. активность ученика; 2. постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля; 3. индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности; 4. гибкое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление; 5. использование возможностей Internet; 6. использование рефлексивного подхода к процессу обучения; максимальная индивидуализация продвижения в учебе. Перечисленные признаки позволяют внести понятие УКЗ в систему понятий дистанционной педагогики (2). Чтобы обеспечивать интерактивность дистанционного обучения, необходимо определить структурно-функциональные основы разработки и применения УКЗ. Педагогическая концепция применения УКЗ отличается системным характером построения, отражает деятельностный подход к процессу обучения и способов его организации. Концепция основана на системе методов интерактивного обучения, на закономерностях логики научного исследования и базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. В педагогическом аспекте УКЗ решает задачи: формирования потребности в самообразовании; воспитании креативных качеств личности; развития познавательной самостоятельности. УКЗ являются важнейшим компонентом организационно-дидактической структуры дистанционного обучения, поскольку позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность учеников. Дидактическая структура УКЗ включает в себя: дидактическую цель; актуализацию знаний и способов действий; формирование новых знаний и способов действия; проверку правильности результатов познавательной деятельности; применение новых знаний; банк информационной поддержки и помощи. При подготовке и конструировании УКЗ используется единая технология: выбор конкретного раздела данной предметной области; структурирование учебного материала выбранного раздела; построение структурно-логической схемы изучаемого раздела; выделение наиболее значимых учебных элементов изучаемой темы (УЭ). Перечислим этапы технологии конструирования УКЗ : 1. Формулируется цель задания, в которой указывается, какой учебный элемент подлежит изучению, устанавливается необходимый, для изучения, объем знаний об учебном элементе и перечень компонентов знаний о данном учебном элементе. ............ |