НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
Тема: «сущность и содержание эго-теории
личности Эрика Эриксона»
Выполнил: студентка гр.4201 Ламанова В. В.
Принял: доцент, к. пс. н. Карпушина Л. В.
Дата сдачи:
Подпись:
Оценка:
Cамара 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Становление эго-психологии.. 4
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа. 4
1.2. Эпигенетический принцип. 5
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии.. 6
2.1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. 6
2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения. 9
2.3. Возраст игры: инициативность – вина. 10
2.4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. 12
2.5. Юность: эго- идентичность – ролевое смешение. 13
2.6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция. 17
2.7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность. 19
2.8. Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние. 21
Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека. 23
Заключение. 28
Библиографический список использованной литературы.. 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 31
Введение
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития. ............