Сущность, структура и субъекты политических процессов
1. Политические процессы: сущность и структура
В энциклопедических словарях есть два толкования понятия «процесс»:
а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо;
б) совокупность последовательных действий для достижения результатов.
Данные определения процесса характерны и для политического пространства.
Существуют два аспекта в толковании действий: субъективный (мотивационный) и объективный.
Субъективный аспект связан с реальными интересами граждан и деятельностью властных структур.
Объективный аспект являет собой результат этой деятельности.
С учетом изложенного политический процесс квалифицируется в политологической литературе как последовательная смена состояний социально-политической действительности, происходящая в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.
Структура политического процесса идентична структуре политической власти. Ее основными элементами являются:
– субъекты – носители власти,
– объекты – те, на кого направлена власть,
– средства (то есть методы, ресурсы осуществления процесса).
Перечислим подробно фазы политического процесса: формирование политических интересов, их пропаганда, представление политических интересов институтам, принимающим решения, выработка политических решений, принятие решений, реализация решений и контроль за их выполнением, политическая мобилизация граждан, распределение и перераспределение ресурсов власти.
Более обобщенно – это формирование политических проблем, выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) политики, принятие политических решений, оценка принятых решений, механизм реализации решений. И еще более обобщенно политический процесс можно подразделить на два этапа: принятие решений и их реализация.
В процессе выработки и принятия решений задействовано большое количество участников: институты власти, группы интересов, общественность, СМИ. Центральную роль играют институты государственной власти (президент, парламент, правительство), поскольку именно они распределяют через бюджет полномочия между социальными группами, определяют цели политического развития.
От характера и формата их деятельности зависят и циклы политического процесса. Так, в демократических государствах пик политической активности населения приходится на период избирательной кампании. В дореформенных условиях (в СССР) ритм политической жизни задавали решения правящей партии, съезда КПСС, на которых определялись задачи на пятилетку.
Решение – это выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Субъектами решений выступают индивиды (политические лидеры), представители органов власти, социальные группы и слои, вплоть до всего общества в ходе референдумов. Политические решения должны быть понятны и близки широким массам людей.
Выделяются следующие фазы принятия решений: анализ проблем, обсуждение вариантов предложений, принятие решений.
На первой ступени в политическую систему представляются интересы социальных слоев. В этом случае большое значение играют такие институты, как депутатский корпус, СМИ, политические партии и т.д., которые призваны артикулировать и представлять государству интересы масс. ............