Часть полного текста документа:Суждения Н.А. Бердяева о "русском культурном ренессансе" и настоящее значение этого термина А.А. Ермичев Словосочетание "русский духовный ("культурный", как вариант. - А.Е.) ренессанс" стало известным нашему читателю после 1990-1991 гг., когда вышли в свет четыре различных издания книги Н.А. Бердяева "Самопознание" [1]. Но в научном обороте оно было и ранее; редко, но встречалось [2]. Сейчас, в постсоветской России им пользуются довольно широко; но всегда ли оно понятно? Вникая в тему, невольно думаешь, что мы поверили Н.А. Бердяеву, который - почти единственный в Русском зарубежье - постоянно использовал этот термин. Именно он первично определил его, отмечая общероссийское и даже мировое значение найденного им явления [3]. Однако следует вникнуть в смысл бердяевского предложения. Не нужно забывать, что все, написанное Бердяевым - и о Ренессансе тоже, - наукой не является, а является выражением его мятущейся, изменчивой мысли. Уже только поэтому можно думать о каком-то специфическом содержании, скрытым за бердяевским обозначением. Другие, не менее известные представители этой эпохи русской культуры видели ее по-иному; - за ней теперь, кажется, окончательно и согласно закрепилось печальное имя "серебряного века" [4]. Похоже, пока никто не заметил, что авторство этого термина принадлежит не Н.А. Бердяеву, а евразийцу П.П. Сувчинскому, который в 1926 г. в журнале "Вёрсты", написал о "ренессансе русской культуры 90-х - 900-х годов" Он весьма полно перечисляет явления его, указывает, что он "определился прежде всего исцелением интеллигенции от нигилистического безумия 60-80-х гг.", и что его носители "одновременно перестали чувствовать всю остроту и центральность русской социальной проблемы и теряли сознание русского политического благополучия". Возможно, как раз из этой статьи Н.А. Бердяев перенял не только термин, но и некоторые основные характеристики этого явления, когда впервые заговорил о "своеобразном философском, художественном, мистическом ренессансе" через два года в тех же "Вёрстах", в последнем их номере, в статье "Русская религиозная мысль и революция", а более поздние его труды [5] сделали это словосочетание вполне известными даже популярным. "Я называю русским ренессансом тот творческий подъем, который был у нас в начале века" [6]. В другом месте он пишет: "В эти годы России было послано много даров..." [7] Но вот что интересно. Во-первых, Бердяев далеко не обо всех "дарах" повествует, а во-вторых, рассказывая о "дарах", он относится к ним критически, всегда подчеркивая свою особенную позицию: "Я проходил странником через московские религиозно-философские и православные круги" [8] - или: "...во многом я расходился с людьми того замечательного времени" [9]. Сначала о первом, то есть о "дарах". Конечно, Бердяев не фотографирует культуру своего времени (например, живопись, театр, музыка, даже собственно литература не попали в поле его зрения), а обращает внимание на психологию весьма узкого круга лиц - создателей "ренессанса" в его понимании и на образуемое ими общественное религиозно-философское и религиозно-литературное движение. Легко заметен субъективизм философа; рассматривая культуру России того времени в целом, нельзя не назвать "дарами" не только религиозную философию, но и иную, допустим, в форме марксизма и марксиствующего позитивизма; безусловно, к "дарам" можно отнести развитие социальной мысли, а также расцвет теории и практики русского либерализма. ............ |