Свирель - народный инструмент, который получил широкое распространение среди украинцев еще в эпоху Киевской Руси. По способу добычи звуков она принадлежит к самым давним духовым инструментам: "Скажем, свирель из Чернивеччини и комплекс ударных костей из Черниговщины датирована 20 тысячами лет назад", - так выражает свое мнение относительно распространения свирели на Украине доцент Львовской государственной музыкальной академии им. М.Лисенко М. Корчинский. Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян ХІ ст., достопримечательностях старого украинского письма Теодосия Печерского, митрополита Киевского Кирилла, Памфила (ХІ - ХІІІ ст.), украинских песнях, сказках, легендах, переводах, произведениях русских и украинских писателей (В.Короленко "Слепой музыкант", Л. Украинка "Лесная песня", М. Коцюбинский "На крыльях песни" но др.), где описывается использование свирели среди пастухов, скоморохов, чумаков, музыкантов на свадьбах в устной традиции.
Первые образцы свирели были технически несовершенными, имели 6 отверстий. По словам М.Лисенко "закрытые или открытые, в разных комбинациях, эти дыры изменяют длину столба воздуха в дудке, а тем меняют и высоту звука или тону". Эти инструменты были диатоническими, служили к игранию пения и к танцам, в репертуаре присутствуют "пастушьи эпические песни" (ХІV - ХVІ в.). То есть их использование ограничивалось сугубо рамками этнографической среды. Об этом отмечает М. Лисенко: "Свирель, которая ударяет обычные бытовые песни и танцы, к тройственной музыке не берут, вероятно через ее не громкий тон. Свирель является инструментом специально пастуший".
Как профессиональный, академический, ансамбльный инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.
В конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов рядом с решением разнообразных художественно стилевых заданий, создания репертуара, воспитания дирижерских кадров, начинают хлопотливую работу над усовершенствованием музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые осуществляются попытки соединить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л.Г.Гайдамакой и В.О.Зуляком. Их последователями стали мастера этого инструмента: Г.Каскун, О.Шленчик, Е.Бобровников, И.Скляр.
Весомый взнос в дело совершенствования и реконструкции свирели осуществил учитель Ополонивской средней школы Штепивского района Сумской области Никифор Матвеев. Его по праву можно считать первым мастером-свирельщиком в Украине, который изготовил стандартные свирели-примы (диатонический строй, 6 отверстий) и басовые свирели. Созданы им первые самодеятельные детские коллективы свирельщиков (1939, 1940, 1945), их исчислении выступления на районных, областных, республиканских обзорах художественной самодеятельности школьников засвидетельствовали о популярности этого инструмента, высоком исполнительском уровне этих ансамблей, разнообразии репертуара. Продолжателями Н. Матвеева по делу организации ансамблей свирельщиков стали его ученике В.Я.Боруха, М.С.Андрусенко и мастера-исполнители В.Зуляк, Е.Бобровников.
Первым концертным инструментом с точной настройкой, хроматическим звукорядом и с тональным перестроювачем типа подвижных целлулоидных колец, размещенных на поверхности, стала свирель мастера-конструктора И.Скляра. ............