Часть полного текста документа: Характеристика функциональных и эргономических свойств товаров Товар - сложная социально-экономическая категория. Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Две стороны товара - потребительная стоимость (полезность) и стоимость (общественно-необходимый труд, воплощенный в товаре). Потребительная стоимость - это полезность товара, способность удовлетворять конкретные человеческие потребности. Свойства, проявляющиеся при использовании товара, удовлетворяющие те или иные потребности и обусловливающие потребительную стоимость, называются потребительскими. Потребительские свойства подразделяются на: * Социальные; * Функциональные; * Эргономические; * Надежности; * Эстетические; * Безопасности. Функциональные показатели Функциональные показатели характеризуют полезность товара, т.е. способность изделия выполнять свои функции. Построив модель процесса потребления товара, можно выделить показатели совершенства выполнения основной функции, универсальности применения и совершенства выполнения вспомогательных операций. Показатели совершенства выполнения основной функции определяются природой и назначением продукции. Они могут быть показателями состава и структуры (содержание оксидов свинца в хрустале, жирных кислот в мылах), показателями функциональной и технической эффективности (объем перегоняемого вентилятором воздуха, холодопроизводительность холодильника) и конструктивными показателями (форма и вместимость чайного стакана). Показатель универсальности применения характеризует широту условий и возможностей использования изделия по назначению с учетом его основной и дополнительных функций. Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций, обеспечивающих нормальный процесс потребления, характеризует удобство и затраты времени и сил на монтаж, наладку, чистку, смазку изделий и возможность хранения в домашних условиях. Показатели эргономических свойств Показатели эргономических свойств характеризуют гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия с системе "человек-изделие-среда". К ним относят показатели гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические. Гигиенические показатели характеризуют условия, влияющие на самочувствие и работоспособность человека, а также возможность содержания изделия в чистоте (гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость одежных материалов, их пылеемкость, шум, вибрация при работе домашних машин). Антропометрическими являются показатели соответствия конструкции изделия формам, массе и размерам частей тела человека (соответствие размера и конструкции одежды особенностям анатомического строения фигуры человека, соответствие формы и размера рукоятки инструмента строению кисти руки). Физиологические и психофизиологические показатели, характеризуют соответствие изделия физиологическим возможностям (силовым, скоростным, энергетическим) и возможностям органов чувств человека - порога слуха, хорошо читаемые надписи и др. (товары должны иметь оптимальную массу, звук приемника не должен вызывать болевых ощущений). Психологические показатели свидетельствующие о соответствии конструкции изделия возможностям мышления, памяти, сформированным навыкам. ............ |