Часть полного текста документа:Священномученик Иларион (Троицкий) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион. Это - выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь - сплошное горение величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Его труды проникнуты неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие еще при митрополите Петре Могиле. Его идеал - это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Архиепископ Иларион (в миру Владимир Александрович Троицкий) родился в 1886 году в семье священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Семилетним отроком он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в город учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: "Ну и оставайся неученым". Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в духовное училище, а затем в духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступил в Московскую духовную академию и блестяще закончил ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии профессорским стипендиатом. Следует отметить, что во всех школах, начиная с духовного училища и кончая духовной академией, Василий учился превосходно. По всем предметам он имел оценки "пять". В 1913 году Василий получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд "Очерки из истории догмата о Церкви" (559 страниц). Сердце его горит желанием служить Богу в иноческом чине. 28 марта в Троице-Сергиевой лавре он принимает монашество с именем Илариона (в честь преп. Илариона Нового, память 28 марта), а через несколько дней - рукоположение во иеромонаха. 30 мая 1913 года иеромонаха Илариона назначают инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Летом в том же году его вместе с епископом Вологодским Никоном командируют на Афон для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно учила об Иисусовой молитве (имясловцы). 3 декабря 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Архимандрит Иларион приобрел большой авторитет и как воспитатель учащихся духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник. Один за другим выходили его богословско-догматические труды, обогатившие церковную науку. Его проповеди звучали с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению. И когда окончательно назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917-18 гг., вдохновенно выступил на Соборе в его защиту. "Никогда, - говорил архимандрит Иларион, - Русская Церковь не была без Первоиерарха. Наше патриаршество было уничтожено Петром I. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас соборов? Нет, не соборности и не Церкви помешало у нас патриаршество. ............ |