Часть полного текста документа:Святой Франциск и Рождество о. Вальдемар Мацкевич В 1223 г. в Греччо св.Франциск устроил рождественскую мистерию, желая "отпраздновать рождение того младенца, который родился в Вифлееме, ... вспомнить тяготы его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел" (Фома Челанский. Первое житие св.Франциска). Несомненно, что св.Франциск сильно повлиял на традицию празднования Рождества Христова, особенно на Западе - во многих странах сегодня христиане сооружают вертепы, ведущие свое начало от Рождества 1223 года в Греччо, когда св.Франциск решил устроить своего рода наглядную проповедь о Рождественской тайне - для жителей Греччо, братьев и самого себя. Он собрал животных, людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме в ту чудесную ночь, сам наслаждаясь рождественским представлением: нищетой, в которой родился Иисус, атмосферой любви, царившей в Вифлееме, людьми, окружавшими Его и верившими, что Он Бог. Св.Франциск называл Рождество "Праздником праздников". В Рождество Сам Господь нисходит к людям, становится человеком, бездомным ребенком, которого они не принимают. Конечно, Рождество не было для св.Франциска выше праздника Пасхи. Праздник Рождества Христова для него - тоже праздник жертвы. Как на кресте Христос жертвует Себя за людей и воскресает, так и воплощается Он тоже ради нас, ради любви к людям, что есть своего рода жертва. Франциск глубоко чувствовал, что Сын Божий ради любви к нам становится человеком - и поэтому праздник Рождества был ему так дорог. Празднование Рождества, устроенное св.Франциском, имело особую значимость в исторических условиях начала 13 века, когда Европу сотрясали непрекращающиеся войны, ереси, всякого рода болезни, уничтожавшие порой целые города. И вот в мире, полном ненависти, Франциск своей рождественской мистерией произносит проповедь о любви Бога к человеку, ради которой Всемогущий Творец принимает на себя все немощи мира, становясь подобным нам. Во времена св.Франциска была сильно распространена ересь катаров (или альбигойцев - так их называли по имени города во Франции, где зародилось это движение). Катары однозначно связывали все материальное со злом, противопоставляя дух и материю. Они провозглашали идею бедности, понимая ее абсолютно иначе, нежели Франциск. По мнению катаров, через материю действовал сатана, и поэтому чем меньше человек пользовался материальным, тем менее был зависим от его влияния. Катары полагали, что Христос не имел настоящего тела, не признавали святых, крестов, реликвий, были противниками Евхаристии. Даже Евхаристический хлеб они считали уловкой сатаны, предназначенной для того, чтобы оторвать людей от духовного. Св.Франциск своим вертепом в Греччо определенным образом вступает в полемику с катарами. Материя не зла, словно бы утверждает он, это творение Божие. Этой простой сценкой Рождества Франциск защищает Церковь, таинство Евхаристии. Если Бог воплотился в человека, сам захотел стать материальным, то значит Он не считает материю чем-то плохим. Это очень важный момент в празднике Рождества Христова, который мы сегодня особо не замечаем. В то время, когда одни считали материю злом, от которого надо освободиться, а другие видели смысл жизни лишь в материальном, Франциск утверждает, что материя добра, раз Сам Господь, воплотившись, тем самым не отвергает ее; однако Он рождается в нищете, показывая этим, что материя в то же время - не цель человеческой жизни. ............ |