Часть полного текста документа:Результаты тестовых испытаний "умственной одаренности" младенческих возрастов (Ф. Кюльман, 1912 г.) Возраст Содержание задания Критерий выполнения 3 мес. 1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту. Движение направлено, а не случайно. 2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты. Реакция в форме вздрагивания или другого движения. 3. Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица - 75 см. Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей. 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка. Поворот головки или глаз. 5. Моргание. Резкие движения перед глазами. Начинает моргать. 6 мес. 1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, положив под спинку подушку. Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 секунд. 2. Поворот головы на звук. Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликая ребенка. Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука. 3. Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка. Предмет должен быть сжат всеми 5 или большим и указательным пальцами. 4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п. Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании. 5. Движения рук по направлению к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка. Уверенное протягивание руки к предмету. 12 мес. 1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол. Стоит 5 секунд, сидит 2-3 минуты. 2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно. Самостоятельное произнесения или повторение 2-3 слогов. 3. Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем вложить ее в руки. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка. Безошибочное повторение движений. 4. Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка. Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений 5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить. Повторное предпочтение отдельных предметов. 18 мес. 1. Умение пить. Питье частыми глотками, а не всасывание. 2. Самостоятельная еда. Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой. 3. Речь. Произнесение простых слов ("папа", "мама", "да", "нет"). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией. 4. Сплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе. Активное сплевывание. 5. Распознавание. Узнавание нарисованных предметов. Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов. 24 мес. 1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов. Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов. 2. ............ |