Часть полного текста документа: Тема: Татария в составе русского многонационального централизованного государства С середины XVI в. историческая судьба населения Татарии неразрывно связана с историей России, ставшей к этому времени мощным централизованным многонациональным государством. В XVI в. на Руси создались все предпосылки к началу формирования внутреннего национального рынка и включением ее в европейско-азиатскую торговую схему. Под влиянием этого феодализм на Руси и подчиненных ей землях вступил в новый этап своего господства, который характеризуется значительным развитием производственных сил и торговли как внешней, так и внутренней, а в области социальных отношений усилением крепостного гнета для крестьян и введением поместной системы для служилых людей. Дальновидная внешняя политика Русского государства в условиях столкновения с Турцией увенчалась полным успехом: Россия овладев Казанским и Астраханским ханствами, создала могучий плацдарм для русской колонизации в Башкирии, на Урале, с Западной Сибири и на северном Предкавказье. Присоединение татарских ханств и Башкирии вполне обеспечило спокойствие в тылу для наступления и берегам Балтийского моря. Политика правительства в Татарии После падения Казани организация управления краем, существовавшая в бывших Казанском и Астраханском ханствах, была ликвидирована. В Казани и Сивряжске были поставлены русские "Большие воеводы" с двумя-тремя "меньшими воеводами", с толмачами (переводчиками), со стряпчими (следователями по судебным делам), с дьяками и подъячими. Воеводы были в крае наместниками государя. Гарнизон Казани состоял из 600 стрельцов и более 20 пушкарей. Около 400 стрельцов было в Сивряжске. Воеводы подчинялись приказу Казанского дворца, как центральному московскому учреждению. Среди приказной администрации распространен был старинный взгляд на службу государю как кормление, вследствии того каждый стремился увеличить свои доходы и поднять благосостояние незаконными поборами с подсиненного населения. Взирая же на покоренных как на объект колониальной эксплуатации, жажда наживы у администрации была безгранична. Вместе с воеводами, дьяками и подъячим, вместе с купцами и военными начальниками, вместе с посадскими и русскими крестьянами появилось в крае и православное духовенство. Оно было призвано вести идеологическую "обработку" нерусского населения, попавшего в колониальную эксплуатацию, распространять христанство среди местных народов с целью русификации населения. Православие становилось средством подчинения российскому правительству и господствующему классу России, средством закабаления и закрепощения присоединенного населения. В 1555 г. в Казани учреждается епархия во главе с архиепископом, которому были пожалованы обширные владения с крестьянским населением. Архирей являлся крупнейшим вотчинником в крае. Основано было несколько монастырей (Зилантовский и Спасо-перображенский в Казани, Богородицкий в Сивряжске), которые также получили крупные угодия, населенные русскими крестьянами. Монастыри стали опорными пунктами миссионерской деятельности духовенства среди нерусского населения края. Строительство городов было одним из важнейших мероприятий правительства. ............ |