Часть полного текста документа:Техника гражданской печати Т.Г. Куприянова, д. ист. н., преподаватель МГУП В течение длительного времени изобретенный Иоганном Гутенбергом печатный стан и принцип его действия оставались неизменными. Ведущей частью механизма печатного стана являлась нажимная снасть, состоящая из фигурного металлического стержня с винтом и гайкой, закрепленной в верхней перекладине. На конце винта находился пиан - прижимная доска, крепившаяся к пустотелому металлическому кубу. Большинство деталей изготавливалось из дерева: из дубовых брусьев тесались верстати и наборные инструменты, еловые и липовые бревна шли на колоду, вертикальные столбы, горизонтальные перекладины. В иностранных типографских станах часть деревянных деталей была заменена металлическими. В голландских станах имелись металлические пружины, внедренные в 1620 году Иоганном Блау. Эти пружины смягчали удар прижимной доски о наборную форму, в результате чего получался более качественный оттиск, нежели в станках английского производства, где прижимная доска крепилась с помощью ремней или веревок. Петр I, заимствовавший опыт голландских типографов, предпочел станки английской конструкции. В этих станках имелось, так называемое, "становое колесо", позволявшее частично механизировать ручной труд печатника. На гравюре Иоста Аммана (XVII век) изображен типографский стан, в котором четырехугольная рама-тимпан, накладывающаяся на наборную форму, крепится с помощью веревок к основанию станка и к потолку. Такой же конструкции был стан в пражской типографии Шенефельда. Изображение станков XIX века также имеет веревки, соединяющие становые колеса и валы, движущиеся по потолку мастерской. Применение вращательного механизма в типографии впервые предложил Леонардо да Винчи, главная идея которого состояла в сочетании вертикального перемещения пресса одновременно с горизонтальным движением каретки, на которую устанавливалась наборная форма. Весь механизм, по замыслу изобретателя, приводился с помощью диска, вращение которого делало процесс непрерывным, в то время как при возвратно-поступательном движении рукоятки-куки время тратится вхолостую. Однако идеи Леонардо да Винчи не были реализованы, и в станках Гутенберга использовалась мускульная сила печатников. Первые станки иностранного производства появились в XVII веке, но по какой-то причине оставались бездейственными. В петровское время на Печатном дворе приступили к технической модернизации, и типография была оборудована станками, сделанными по образцам, доставленным из-за границы. В 1710 году мастер Пушечного двора вылил пиан, который представил на одобрение голландцу Ягану Фоскулу (по-русски его звали Иваном Андреевым - Т. К.), после чего было построено еще шесть пианов, предназначавшихся для новых станов. Работа была завершена к концу 1710 года, и весь следующий год шла их апробация. Новыми станками была оборудована специальная мастерская, называвшаяся Иноземной, потому что печатались на этих станках издания новым типографским шрифтом, получившим название гражданского. В голландском оборудовании многие детали делались из металла: верстати отливались из меди, формы и пунсоны - из стали, рамки из железа, линейки из жести. Наборные инструменты мастера также делали по иностранным образцам. ............ |