Часть полного текста документа:Техника и культура средневековья Виктор Лаврус История культуры оказывается непосредственно связанной с процессом, начавшимся в конце первого тысячелетия нашей эры, продолжавшимся до XVI века и получившим название второй промышленной революции. Духовное брожение и обновление, которое известно под названием Возрождения (Ренессанса) сыграло заметную роль и возродило интерес к античному миру. Первым его признаком явился расцвет искусств после долгих веков средневекового упадка, расцвет, возродивший художественную античную мудрость. В этом смысле Дж. Вазари впервые употребляет слово rinascita, от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги. Еще один признак, способствовавший обновлению - постепенное распространение и усовершенствование техники, которая, с одной стороны, изменяла социальные условия и образ мышления людей, с другой - ставила новые проблемы. В Италии техническое возрождение началось в результате коллективного стремления к защите и самосохранению в борьбе против вторжений венгров и сарацинов. Укрепленные поселения разрослись, приняв в себя поток сельского населения, которое искало за оборонительными стенами убежища и свободы. Возросла стоимость земель, прилегавших к ним. Это первый признак организации общества. Внутри стен таких первоначальных селений, превратившихся в города, народились средневековые ремесленники, искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а труд приобрел благородную окраску, неизвестную античности. Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XI веке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменили плечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силу тяги упряжки. Только в этом столетии началось совместное использование нескольких тягловых животных, обеспечившее такое увеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Это позволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга - колесного, более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубже проникающими в почву и лучше ее взрыхляющими. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где постоянно пересекаются пути естественнонаучного познания и богопознания. Творческое устремление может включать в себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. Так называемая "натуральная магия", сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в это время тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания. Алхимия, приобретшая в XIII - XIVвв. двойственный: с одной стороны - рациональный, почти химический, с другой - духовный, "физико-мистический" лик, обязана этой метаморфозе трансформирующим друг друга влияниям технохимии, собственно алхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся еще во времена эллинизма. Арабская химия - тот видимый источник, из которого черпали европейские алхимики начиная с XII - ХШвв. Алхимические тексты VII - XIвв. до нас не дошли. В контексте католического предания алхимические термины, заимствованные у арабов, вновь обретают черты былой духовности, притягивая многообразные знания, это одно из объяснений возникновения европейской алхимии. ............ |