Часть полного текста документа:Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей Муратова Е.И., Дорохова Т.Ю. В психолого-педагогических исследованиях проблема профессионально-направленной адаптации рассматривалась в работах Л. А. Даренских, Г. Г. Кайтукова, Т. И. Катковой, Т. В. Петриченко, С. А. Руновой, И. В. Сорокина, Л. П. Щепотько и других. Однако среди них отсутствуют работы, посвященные особенностям протекания данного процесса у студентов технических вузов. Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что абитуриенты технических вузов менее информированы о выбранной специальности, чем желающие поступить в университеты, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие вузы, и почти не в состоянии оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности. В отличие от будущих учителей и врачей, абитуриенты технических вузов - вчерашние школьники - реального контакта с инженерным делом, как правило, не имели. Работу инженера им представить гораздо труднее, чем деятельность выпускника сельскохозяйственного вуза. Успехи инженеров известны не так широко, как достижения представителей творческих профессий (актеров, музыкантов, художников, журналистов и др.). Значительное число абитуриентов технических вуз имеют лишь общее представление об инженерной профессии. В качестве специфики деятельности будущих инженеров пищевого профиля можно выделить: · сложное построение технологических линий, различные варианты машинно-аппаратурного оформления технологических стадий; · особенности конструкций основного и вспомогательного оборудования · сложное узкоспециализированное оборудование; · использование разнообразного сырья растительного и животного происхождения; · соблюдение жестких санитарно-гигиенических требований и правил технохимического контроля производства; · малые сроки хранения сырья и готовой продукции; · повышенные требования к качеству и биологической безопасности пищевых продуктов; · многообразие технологий производства продуктов питания. Специфика обучения будущих инженеров пищевого профиля в техническом вузе заключается в том, что они в процессе выполнения курсовых работ и проектов должны уметь решать задачи по разработке технологического оборудования и технологий, реконструкции и модернизации производства, механизации технологических операций, повышению качества продукции, а также задачи, связанные с экономией трудовых ресурсов, сырья, материалов и энергии. Поэтому уже на первом курсе студентам необходимо овладеть различными видами учебной деятельности (слушать и конспектировать лекции, работать с первоисточниками, готовиться к семинарским и практическим занятиям), включиться в студенческую жизнь (установить контакты в группе, участвовать в общественной жизни вуза и т. п.), научиться правильно распределять время. Процесс адаптации усложняется в связи с тем, что на первых курсах изучаются общеобразовательные и общеинженерные дисциплины, знание которых обычно мало связывается студентами с будущими профессиональными функциями. В этот период знания о специальности поверхностны и почти не пополняются, при этом интерес к профессии значительно снижается, поэтому необходимо разработать и реализовать в вузе технологию профессионально-направленной адаптации. ............ |