Часть полного текста документа: Текст как явление культуры. План. Вступление. Стр. 3 1. знаковые системы записи. Стр. 5 2. Тексы и их интерпретация. Стр. 12 3. Пример интерпретации культурного текста: семиотика "Медного всадника". Стр. 20 Заключение. Стр. 28 Список литературы. Стр. Введение. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаках и расшифровать тексты, составленные из них. Под словом "текст" культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, обычай и т. д.), рассматриваемый, как носитель информации. Текст - это культурные явления, несущие информацию и смысл. Каждому человеку более ли менее понятно семиотика его родной культуры. Но гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значения, смысл ее знаков и текстов, требуется много усилий и все же редко кому удается достичь того же уровня, на котором находится понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В основе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: - естественные; - функциональные; - конвенциональные; - вербальные (естественные языки); - знаковые системы записи. 1. Знаковые системы записи. Важнейшие из них - письма, системы записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем также относятся нотная грамота, способы записи танца и т. п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи - одно из величайших достижений человеческой мысли. особенно большую роль в истории культуры сыграло возникновение и развитие письменности. Можно сказать без преувеличения, что только ее создание позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т.п. и т. д. В древности письменность казалась людям удивительным чудом, поэтому ее считали даром богов. " У вавилонян письмо изобрел бог Набэ - покровитель наук и писец богов... В китайских легендах изобретателем письменности считался либо Фу-си - основоположник торговли, либо мудрец Цан цзе с ликом четырехглазого дракона. По представлению древних евреев, у них, помимо более позднего "человеческого" письма ( исход, 8,1), некогда имелось более древние "божественное" письмо (исход, 21,18). По исламской традиции, сам Бог был создателем письменности. ............ |