РЕФЕРАТ
ТЕМА ЛЮБВИ В СИМФОНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
П.И. ЧАЙКОВСКОГО
г. Майкоп 2010
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что тема любви в творчестве П.И. Чайковского имеет доминирующее значение. Множество его произведений посвящено раскрытию этой темы.
Неразделенная любовь раскрывается в опере «Евгений Онегин», трагическая любовь ложится в основу концепций его симфонических произведений: «Ромео и Джульетта», «Пиковая дама» и др.
Интересным направлением в этом исследовании видится выявление разнообразия воплощения тем любви в симфоническом творчестве П.И. Чайковского.
Объект исследования – раскрытие темы любви в творчестве П.И. Чайковского.
Предмет исследования – композиционные особенности воплощения темы любви в симфоническом творчестве П.И. Чайковского.
Цель работы – раскрыть специфику взаимодействия содержания и формы при раскрытии темы любви в романсах П.И. Чайковского.
Задачи:
- Проанализировать литературу с позиции воплощения темы любви в творчестве П.И. Чайковского.
- Классифицировать симфоническую музыку П.И. Чайковского по разнообразию образно-художественных и композиционных форм воплощения темы любви.
- Выявить доминирующие образы, связанные с воплощением темы любви.
Методологическая база: Работа основывается на научных положениях Л. Мазеля, А.И. Кандинского, Е.М. Орловой.
1. Воплощение темы любви в творчестве П.И. Чайковского
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их. Разрешение такой задачи было возможно при освоении богатейшего опыта русской и мировой музыкальной культуры, при овладении высшим профессиональным композиторским мастерством. Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й половины XIX в. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, В. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
Опираясь на сложившийся в творчестве М.И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. ............