Часть полного текста документа:Тема любви в творчестве А.И. Куприна: опыт изучения в старших классах Илья Хазанов г. Курган В программе по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предлагаются следующие произведения А.И. Куприна для изучения в 11-м классе: "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет" (по выбору учителя). При исследовании темы любви в творчестве А.И. Куприна мы рекомендуем остановиться на двух наиболее ярких его произведениях - рассказе "Гранатовый браслет" (1911) и повести "Олеся" (1898) с оригинальной гуманистической трактовкой великого чувства. Программа предлагает учителю обратить внимание на следующие моменты. "Гранатовый браслет": смысл спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любви Желткова; тема неравенства в рассказе. "Олеся": поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини; трагическая судьба Олеси. Уроки по творчеству Куприна целесообразнее провести сразу после изучения темы любви в произведениях И.А. Бунина, сопоставляя личности художников и концепции любви обоих писателей. Учителю важно опереться на жизненные впечатления одиннадцатиклассников, подвигнуть к сопереживанию купринским героям. Уроки на "вечную" тему должны раскрыть философию любви в понимании А.И. Куприна. Без вдохновения, без особого эмоционального настроя провести их невозможно. Первый урок учитель посвящает биографии и творческому пути писателя. "Гранатовый браслет" Да святится имя Твоё... Этот рассказ - чистый вымысел или Куприн сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее? Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу рассказа положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф.Д. Батюшкову: "Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника Желткова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне)". - Где происходит действие? Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны? Действие происходит в морском курортном городе. Куприн показывает середину августа, когда "вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря". Дождь, ураганный ветер, густой туман гонят обитателей курорта, печально выглядят "оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголённостью". Но к началу сентября "наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле". Покой, наступивший в природе, передаётся и Вере Николаевне: она "очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению". - Как княгиня воспринимает день своих именин? "По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного". - Как Вера Николаевна относится к мужу? "Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы". - Как характеризует княгиню её портрет? С высокой гибкой фигурой, холодным и гордым лицом, она "была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна". ............ |