Часть полного текста документа:Тенякова (Юрская) Наталья Максимовна Народная артистка России, лауреат премии "Золотая маска" Родилась 3 июля 1944 года в Ленинграде. Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (курс Бориса Вульфовича Зона). По окончании института поступила актрисой в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где дебютировала в роли Полли в "Трехгрошовой опере" Брехта. Почти сразу же ее актерская карьера пошла вверх, и в послужном списке Натальи Теняковой замелькали награды и премии, полученные на различных конкурсах и смотрах театральной молодежи. В 1968 году ее пригласили в Большой драматический театр имени М.Горького. Там она сыграла Аглаю в товстоноговском спектакле "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Потом были - Клея ("Лиса и виноград"), Юлия ("Дачники"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Вера ("Три мешка сорной пшеницы"), Александра ("Фантазии Фарятьева"). Все ее работы отличались самостоятельностью, уверенностью трактовки, удивляли многообразием оттенков. Тенякова - человек театра. Она театральна прежде всего в том смысле этого слова, когда театр являет нам на подмостках нечто совершенно иное, чем повседневная будничность. Тенякова никогда не копирует жизнь, она ее творит, созидает. Ей удалось избежать тоскливого мелькания в массовке. Вместе с семьей в конце 1970-х годов Наталья Тенякова перебралась в Москву и стала артисткой Театра имени Моссовета. Здесь она была введена в уже идущие спектакли - "Версия" (Любовь Дмитриевна Блок), "Тема с вариациями" (Любовь Сергеевна), "Братья Карамазовы" (Грушенька). Ей следовало приспосабливаться к чужому рисунку роли. Но Тенякова была самостоятельна. И спектакли, в которые она была введена, менялись под влиянием актрисы. Так было со спектаклем "Братья Карамазовы". Исполнение Теняковой роли Грушеньки было признано театральной общественностью одним из самых неожиданных и удачных. Тенякова почти интуитивно угадала философскую направленность спектакля. Она нигде не подчеркивала то, что обычно особенно используют исполнительницы этой роли - обольстительность Грушеньки, ее женскую привлекательность. Актриса признавалась позднее, что не очень любит Грушеньку, однако привнесла в этот образ невиданную доселе жесткость и холодное великолепие. Впоследствии в Театре имени Моссовета появились спектакли, поставленные специально для нее. Она с успехом исполняла роли Гедды Габлер ("Гедда Габлер"), мадмуазель Сюпо ("Орнифль, или Сквозной ветерок") и другие. Несомненно выдающимися работами стали сыгранные более сотни раз на малой сцене Театра имени Моссовета - Софья Андреевна Толстая ("Если буду жив") и Фрося ("Печка на колесе"). Появление Теняковой во МХАТе имени А.П.Чехова по приглашению Олега Николаевича Ефремова прозвучало как парадокс ее актерской судьбы. Совершенно немхатовская по своей природе актриса-солистка, всегда стоящая особняком, становится ведущей в самом ансамблиевом театре. Тенякова не пытается разжалобить зал или понравиться залу, не допускает сентиментальности, она судит своих героинь, порой беспощадна к ним. Актрисе свойственна усложненная манера ведения диалога, которая вносит в роль подчас повышенную эксцентричность. ............ |