Вступление.
Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом, также широкому лбу ("платос" по-гречески обозначает полноту, широту,просторность).
Сначала Платон был учеником Кратила-последователя Гераклита, позже - в возрасте 20 лет - Платон стал учеником Сократа. В 399 г. Сократ был осужден на смерть демократами и Платон решил держаться подальше от политики воинствующих невежд. Он отправился в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но Платон там надолго не задержался. В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. По возвращению в Афины Платон основал Академию. В 367 г. он посетил Сицилию. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти (347 г. до н.э.).
Сочинения Платона (они могут быть сгруппированы по 9 тетралогиям):
1. Ефтифроп; Апология Сократа; Критом, Федон.
2. Кратил, Теэтет; Софист; Политик.
3. Парменид; Филей; Пир, Федр.
4. Алкивиад 1; Алкивиад 2; Гиппарх; Любовники (Соперники).
5 Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гипий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
9. Минос, Законы.Эпиномид, Письма.
Интерпретация и оценка этих сочинений породили целую серию сложных проблем, образовавшую так называемый "платоновский вопрос".
"Вторая навигация", или открытие метафизики.
В философии Платона существует момент, относительно которого все философские проблемы обретают новое основание, что иницирут иной духовный климат, служащий фоном для постановки и решения новых проблем. Это - открытие реальности сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса, раньше все объяснялось физическим и механическим порядком. Платон прибегнул к образу, им же и созданным -"вторая навигация". Это привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимиго, и невидимого, метафеноменальног, улавливаемого исключительно интеллектом. Это завоевание со временем обозначило основание и важнейший этап в истории западной мысли. Только после этой "второй навигации" можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "чувственном" и "сверхчувственном", "эмпирическом" и "метаэмпирическом", "физическом" и "надфизическом". В свете этих категорий пркдшествующие философы физиса выступают материалистами, ибо природа и космос есть тотальность вещей не как таковых, а вещей являющихся. "Истинное бытие" теперь уже образует умопостигаемую, интеллигибельную реальность.
Гиперурания, или мир идей.
Умопостигаемая реальность была определена Платоном терминами Идея, Эйдос или Форма. Платоновские идеи - это не просто понятия, это целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, то, что каждую вещь делает тем, что она есть. Также Платон употреблял термины-"по себе", "в себе", "для себя". Они обозначали характер безотносительности, стабильности, выражали абсолютность. Истинные причины вещей чувственных, меняющихся по своей природе, не могут сами по себе меняться, иначе они не будут последними причинами, предельными основаниями и высшим смыслом. ............