Часть полного текста документа:Тесты Кеттелла Метод психодиагностики личности Кеттелла В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чём именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические личности (У. Шелдон, США), биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США), психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США), психостатистические личности ("факторные" - Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания) и т.д. Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. Основой теста Кеттелла служит "теория личностных черт", при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами. Стоит упомянуть, что транслитерация фамилии R. Kettell в различных источниках различна. Встречаются: Р. Кеттел или Р. Кеттелл. В данном случае имеется в виду англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998). Запомним этот факт и постараемся не путать его с американским ученым-психологом Кеттелом Джеймсом Маккином (1860-1944), который провел классическое исследование объема внимания и был зачинателем тестирования, он разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.). Детский опросник Кеттелла CPQ Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 - 12 лет). Вопросы В тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку - он проще и содержит меньшее количество вопросов. В опроснике - 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая из черт может быть как положительной, так и отрицательной, например: "уравновешенность-возбудимость". Опросник по детскому варианту теста Кеттелла содержит 120 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. Задаются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности ребенка, его жизненным установкам, его самооценке и другим качествам. Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки - стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1 - 3 стены), средний (4 - 7 стены) и высокий (8 - 10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла. Описывая разные личностные черты, согласно опроснику Кеттелла, представляют крайние полюса их развития (высокий и низкий), при этом даются соответствующие количественные и качественные оценки. В тексте документа пакета "Личность" (опросник Кеттелла CPQ) приведены шкалы оценок каждой из черт личности ребенка и показано как производится количественный подсчет результатов тестирования. ............ |