Точные курсовые системы ТКС и ГМК
Точная курсовая система ТКС является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. Она применяется на самолетах пассажирской и транспортной авиации в трех комплектациях: ТКС-П, ТКС-Пс и ТКС-П2.
Точная курсовая система предназначена:
а) во всех комплектациях:
для определения и индикации ортодромического, истинного или магнитного курса самолета;
для выдачи сигналов курса потребителям;
б) в комплектациях ТКС-П и ТКС-Пс:
для индикации пеленга радиостанции при совместной работе с АРК;
для индикации заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем (НВ);
для индикации угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при совместной работе с доплеровским измерителем угла сноса и скорости (ДИСС).
Таким образом, выходные сигналы выдаются на указатели, в систему автоматического управления (САУ) и полуавтоматического (СПУ), в навигационную систему и др.
Курсовая система ТКС может работать в одном из следующих режимов:
в режиме гирополукомпаса повышенной точности (ГПК);
в режиме магнитной коррекции (МК);
в режиме астрокоррекции (АК).
Основным режимом работы ТКС является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического курса в любых условиях полета самолета.
Комплектация ТКС-П применяется для самолетов, использующих освещение приборов встроенным красным светом, комплектация ТКС-ПС – для самолетов, оборудованных под ультрафиолетовое освещение (УФО). В остальном они идентичны.
В комплектации ТКС-П2 курсовая система не имеет собственных указателей курса. Для этой цели используются курсовые приборы автоматической бортовой системы управления (АБСУ).
Комплектация курсовых систем типа ТКС приведены в таблице 1.
Таблица 1 Комплектация курсовых систем типа ТКС. Наименование приборов Шифр приборов Количество в комплектациях ТКС-П ТКС-Пс ТКС-П2 индукционный датчик ИД-3 1 1 1 коррекционный механизм
КМ-5
КМ-5с
1
–
–
1
1
–
гироагрегат ГА-3 2 2 2 указатель штурмана
УШ-3
УШ-3с
1
–
–
1
– (1)
–
контрольный указатель штурмана
КУШ-1
КУШ-1с
1
–
–
1
–
–
блок гиромагнитного курса БГМК-2 – – 1 блок пеленгов БП-5 1 1 – блок дистанционной коррекции БДК-1 1 1 – (1) пульт управления
ПУ-11
ПУ-11с
1
–
–
1
1
–
распределительный блок РБ-2 1 1 1 задатчик курса
ЗК-4
ЗК-4с
1
–
–
1
–
1
Примечание. Блоки ЗК-4, УШ-3, БП-5 в зависимости от состава оборудования самолета могут не поставляться.
Для обеспечения нормальной работы система ТКС должна получить информацию от других приборов:
о крене самолета – от гировертикали (ЦГВ-10, АГД-1);
об угле сноса (УС) – от ДИСС (только ТКС-П);
о курсовом угле радиостанции (КУР) – от АРК (только ТКС-П);
о выключении коррекции – от ВК-53РШ или ВК-90;
об истинном или ортодромическом курсе – от дистанционных астрокомпасов типа ДАК-ДБ-5В или звездно-солнечных ориентаторов (ЗСО);
о заданном путевом угле (ЗПУ) и синуса широты места (при автоматической широтной коррекции) – от навигационного вычислителя (НВ).
В случае отсутствия датчиков ЗПУ и синуса широты указанные величины вводятся вручную.
Функциональная схема курсовой системы ТКС-П представлена на рис. ............