Часть полного текста документа:Томас Августин Арн Юрий Бочаров Его имя - Томас Августин Арн ( Arne ) . В Великобритании его почитают как выдающегося деятеля музыкальной культуры XVIII столетия. В странах же континентальной Европы (и Россия здесь исключением не является) об Арне почти ничего не известно, как, впрочем, вообще мало что известно об английской музыке того времени, которую, по странной традиции, принято считать какой-то вторичной, несамостоятельной, а следовательно, и не достойной изучения. Но, судя по всему, анонимные создатели такой традиции просто не удосужились ознакомиться с музыкой английских мастеров XVIII века. Их, кстати, еще называют национальными английскими композиторами, подчеркивая тем самым, что величайший из музыкантов, творивших в Англии того времени, - Георг Фридрих Гендель по своему происхождению и музыкальному образованию отнюдь не являлся британцем. И все же английская музыка после кончины Пёрселла в конце XVII века вовсе не пребывала в катастрофическом упадке, как может показаться из чтения музыкально-исторических трудов многих авторов (и в том числе российских). Да, спору нет, история рассудила так, что величайшие композиторы XVIII столетия - Бах, Гендель, Вивальди, Телеман, Рамо, Глюк, Гайдн, Моцарт родились в других странах. Но вот с прочими европейскими музыкантами того времени творческая фигура Томаса Августина Арна, думается, вполне сопоставима. Арн был преимущественно театральным композитором, большая часть его музыки являлась органичной частью спектаклей самых разных жанров - от драматических пьес и пантомим до полномасштабных опер. И это во многом затрудняет возрождение в полном объеме творческого наследия композитора после известного периода длительного забвения, в котором пребывала почти вся театральная музыка XVIII века. Несмотря на то, что многие произведения Арна были изданы еще при его жизни, полностью восстановить его оригинальные партитуры в большинстве случаев не представляется возможным. Ибо публиковались обычно не целостные сочинения, а их отдельные номера (так называемые favorite songs ), а полные рукописные партитуры (к примеру, опер или близких им "масок") почти не сохранились. Однако музыка более чем к 90 спектаклям самого разного рода (включая почти 40 опер и "масок"), не говоря уже о множестве прочих вокальных и инструментальных композиций, - вполне весомый аргумент для того, чтобы ознакомить читателей с основными вехами жизни и творчества "британского Амфиона", как поэтически называли Арна современники. *** Томас Августин Арн родился в Лондоне 12 марта 1710 года, однако крещен был спустя два с лишним месяца - 28 мая того же года в церкви Св. Павла в Ковент-Гардене, унаследовав свое первое имя от деда и отца - потомственных членов лондонской гильдии обойщиков. Второе же свое имя - Августин он получил уже на конфирмации под влиянием своей матери Анны Арн (урожденной Уиллер). Ревностная католичка, она старалась тем самым подчеркнуть принадлежность своего сына к "истинной вере". Отец Арна арендовал большой дом на Кинг-стрит, где и вел свой бизнес обойщика мебели и гробовщика. Дела у него шли неплохо, чего нельзя было сказать о деде будущего композитора, который умудрился попасть в долговую тюрьму, где и умер в 1713 году. Биографические сведения о детских и юношеских годах Т.А. ............ |