Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение современного бизнеса по пути к цивилизованному рынку.
В Российской истории XVII век закрепился как важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, и как начало формирования всероссийского национального рынка. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля.
Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства.
В своей работе я рассматриваю вопросы, которые наиболее подробно показывают прорыв в образовании капиталистических отношений: расширение государственной территории и рост внутреннего рынка; новые явления в хозяйственной жизни; изменения в торговле; образование протекционизма в России.
1. Рост внутреннего рынка России
С конца XVI в. наблюдается резкое расширение территории России. К середине XVII в. Россия вышла к берегам Тихого океана, в её состав вошла Сибирь с территорией 8-10 млн. кв. км., Украина и часть Белоруссии. Численность населения составила к концу века 11-13 млн. человек. Россия счала крупнейшей международной державой, но по-прежнему не являлась «европейской» страной. По уровню своего развития она значительно отставала от ведущих стран Западной Европы.
Несмотря на отставание России от Голландии, Англии и других стран в её хозяйственной жизни произошли качественные изменения, что позволило исследователям считать XVII век «новым периодом в русской истории», начальной фазой формирования буржуазных отношений.
После окончания Смуты наметился поворот к Западу, заимствованию европейского опыта хозяйствования, механизмов обмена, элементов западной культуры и новой идеологии. Всё это стимулировало экономическую активность и эффективную деятельность людей, оживляло предпринимательскую жизнь, усложняло её формы. С другой стороны, Соборное уложение 1649 года, закрепостившее практически все сословия, сильный государственный контроль и высокий налоговый гнёт лишали предпринимателей необходимой свободы, инициативности, легальных возможностей накопления капитала.
Противоречивое влияние на предпринимательское движение этого периода оказало присоединение и освоение новых территорий. Колонизация южных и восточных районов создавала более широкие возможности для формирования ёмкого общерусского внутреннего рынка, развития собственного производства и торговли. Но российский хозяйственный механизм, созданный государством, не был готов к освоению такого громадного экономического пространства. Поэтому распространение товарно-денежных отношений шло не «вглубь», а «вширь» и сопровождалось распылением финансовых, трудовых и других ресурсов. В освоение присоединённых территорий устремлялись самые активные и предприимчивые слои населения, которые переносили накопленный опыт хозяйствования на новые русские владения, ослабляя и сдерживая, тем самым, развитие предпринимательства в центре страны [1, с. 70].
2. ............