Часть полного текста документа:Традиционное природопользование, сохранение этнокультурного разнообразия в условиях социальных трансформаций Современное состояние, разнообразие растительного и животного мира Корякско-Камчатского региона и эффективность решения проблем охраны и устойчивого использования биоресурсов региона зависят от уровня развития социально-экономических факторов, наличия правовых, экономических и финансовых механизмов регулирования, использования и сохранения биоресурсов, формы изъятия биоресурсов, эффективности действий и взаимодействий всех природоохранных структур по охране как промысловых, так и редких исчезающих видов фауны и флоры. Именно проблемы взаимоотношения человека и природы рассматриваются в рамках традиционного природопользования и являются экономической составляющей природно-ресурсного потенциала. Под традиционным природопользованием можно понимать систему эксплуатации природных ресурсов, созданную местным населением, эволюционно приспособленную к местным условиям и передающую из поколения в поколение традиционные приемы и формы ведения хозяйства. Такой подход к традиционному природопользованию в отечественной литературе является наиболее распространенным. Однако, как представляется, подобная трактовка термина значительно сужает исследовательские рамки проблемы. По справедливому замечанию Н. Ф. Реймерса, изучение природопользования относится к междисциплинарным исследованиям, находясь на стыке экономических наук, географии, истории, других фундаментальных и целого ряда отраслевых наук. Природопользование в этнологических и исторических работах, как правило, изучается в рамках производственно-хозяйственных традиций этноса или его групп. Представляется, что подобный подход значительно сужает исследовательское поле и требует корректировки в соответствии с новыми возможностями гуманитарного познания в условиях перехода от формационного подхода к цивилизационному. Одним из методологических построений, активно функционирующих в западной и современной отечественной гуманитаристике, является социальная и культурная антропология, в рамках которой традиционное природопользование как форма взаимодействия человека с окружающей средой может стать предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было в предшествующие времена. Следовательно, под "традиционным природопользованием" в этнографической постановке вопроса можно понимать комплексное исследование элементов традиционно-бытовой культуры, которые обладают этнодифференцирующими признаками и служат индикаторами включения этноса в ландшафтную среду, а также, - особенности символического мира и ценностные ориентации носителей локальных (территориальных) культурных традиций. Исходя из этого, адекватные исследования взаимодействия человека и окружающей среды целесообразно проводить на нескольких уровнях. Первый уровень связан с изучением традиций природопользования, эт-ноэкологических особенностей освоения социо-природной среды. Причем главное значение здесь имеет исследование не просто форм производства, хозяйственной, промысловой и иной специфики, обусловленной природно-климатическими, ландшафтными и ресурсными особенностями территории, а формирование комплексных и, как правило, в высшей степени рациональных и рентабельных форм природопользования. ............ |