Часть полного текста документа:Традиция и антрополатрия в наследии К.Н. Леонтьева Емельянов-Лукьянчиков М. А. Антрополатрия - на греческом значит "человекопоклонничество". Этот богословский и философский термин в современном мире приобретает качественно новое звучание, которое связано с необходимостью осмысления того состояния, в котором находятся ныне существующие цивилизации, в том числе Россия и Европа. Как известно, исследователями леонтьевского наследия весьма часто делается такое допущение: раз он любил силу, и не просто силу, а красивую, величественную силу -духовную, умственную, нравственную, творческую, силу государственную как крепость организации и дисциплины, - то доживи мыслитель до сталинской эпохи, он восхищался бы ее своеобразным духом. По понятным причинам несколько реже, но тем не менее довольно часто проводится аналогичное допущение в отношении Третьего Рейха - якобы ночные факельные шествия чернорубашечников покорили бы Леонтьева... Либерально настроенные исследователи всячески открещиваются от леонтьевского "членства" в своих рядах, - это происходит на основании тезиса: "Он выступал за всяческое ущемление свободы". Собственно говоря, именно на основании мифа о Леонтьеве-"замораживателе" от него открещивались его современники, тщившиеся представлять "истинное христианство", затем некоторые деятели Серебряного века, русской эмиграции и наши современники, увлеченные идеями хилиазма и толстовства. Все приведенные и многие другие устоявшиеся штампы в значительной мере являются следствием не разделения ТРАДИЦИИ и НЕТРАДИЦИИ (которая может быть охарактеризована с помощью понятия АНТРОПОЛАТРИЯ). Без этого разделения Леонтьева понять очень сложно. Традицию, исходя из леонтьевского наследия, можно определить как совокупность мировоззренческих идеалов, созидающих и охраняющих цивилизацию (например, русскую). Нужно оговориться, что хотя Леонтьев вместо слова "цивилизация" во многих случаях употреблял слово "культура", к концу жизни он все чаще отказывался от употребления этих слов в качестве синонимов. Уже в своем фундаментальном труде 1875 года "Византизм и славянство" он делает различие между терминами "цивилизация" и "культура". Это характерно для многих его работ: подтверждением этого служат пометы Леонтьева на "России и Европе" Данилевского, сделанные в 1890 году. Так, в фразе Николая Яковлевича о том, что "Греция, столь богатая своей цивилизацией, была, однако же, слишком бедна политической силой" он подчеркнул слово "цивилизация", и приписал: "надо бы сказать - "культурой" (1). Отсюда можно заключить, что здесь Леонтьев соотносил "цивилизацию" и "культуру" как целое и часть (2). Так как состав цивилизации для Леонтьева сводится к религии, государственности и собственно культуре (включает науку, искусство, бытовое своеобразие и т. д.), то, соответственно и традиция состоит из религиозных, государственных и культурных идеалов. Что касается идеалов нетрадиционных, то либерализм для Леонтьева есть учение, олицетворившее собой основные тенденции кризиса цивилизации: характер либерализма основывается не на созидании, а на чистом отрицании всего того, что связано с традицией. При этом причиной значительной популярности либерализма в Европе, а затем и в России является то, что он спекулирует на христианском понимании равенства перед Богом, свободы духовного выбора и братства христиан. ............ |