Часть полного текста документа:СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА И СМЕЖНЫЕ НАУКИ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В РОССИИ В 1940-90 ГГ. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЛТИЙСКОГО МОРСКОГО БАССЕЙНА Литература География транспорта и смежные науки География транспорта - прикладная дисциплина, входящая в состав географии - системы естественных физико-географических, экономико- и социально-географических наук, изучающих географическую оболочку земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и экономики и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой. География транспорта, как и все географические науки, совмещает в себе проблемный и региональный аспекты исследований и относится системе экономической географии. Предметом изучения географии транспорта является территориальное размещение транспорта и перевозок, закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов различных континентов, стран и регионов. К смежным с географией транспорта можно отнести все науки входящие в комплекс экономической географии (общая экономическая география, география промышленности, сельского хозяйства, экономическая картография и т.д.), т.к. объектами их изучения являются территориальная организация общества, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и регионов, транспорт является неотъемлемой частью развитого человеческого общества в целом и экономической системы. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В РОССИИ В 1940-90 ГГ. Объем перевозок пассажиров в России за 1940-1994 гг., млн. чел. Виды транспорта 1940 1960 1970 1980 1985 1990 1993 1994 Железнодорожный 990 1606 2500 2971 3035 3143 2586 2365 Автомобильный 429 7445 15053 23356 26018 28626 24124 23438 Воздушный - 10 45 66 73 91 42 33 Речной 64 98 117 103 98 90 40 29 Морской - - - - 18 16 6 4 ВСЕГО 1483 9159 17715 26496 29242 31966 26798 25869 Приведенная выше таблица и построенные на ее основании графики характеризуют объем перевозок пассажиров в России за 1940-1994 годы. Общий объем перевозок пассажиров с 40-го по 90-й год вырос в 22 раза. Но легко заметить что, начиная с 80 года, темпы прироста резко снизились (70-80 гг. - на ~ 60%, 80-90 гг. лишь на ~ 20%). Это связанно с общим наступавшим застоем в развитии государства в целом и его экономики, в том числе и транспорта. Начиная с 90 года число перевезенных пассажиров стало снижаться и снижается до сих пор. Это связанно, на мой взгляд, с резким переходом к "российскому капитализму". Этот переход привел к параличу всю экономику страны и естественно транспортный комплекс, как одну из важнейших ее составляющих. Помимо того, что у большинства населения просто не стало денег на оплату транспортных услуг, непродуманные реформы привели к развалу и банкротству многие транспортные предприятия. У оставшихся наплаву нет средств для своего развития и приобретения новой техники, без которой не выдержать конкуренции, особенно при международных перевозках. Картина распределения пассажиропотоков по видам транспорта является отражением современного состояния пассажирского транспорта. Начиная с 60-х годов, ведущую роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. ............ |