Часть полного текста документа:Три лица русской интеллигенции: Радищев, Чаадаев, Сахаров Серджо Бертолисси Цель данной статьи - более реалистичная, нежели ее название, - состоит в том, чтобы отыскать в культурном опыте трех представителей русской интеллигенции некоторые отличительные признаки, делающие термин интеллигенция специфически русским. Общей чертой в жизни Алексея Николаевича Радищева (1749-1802), Петра Яковлевича Чаадаева (1796-1856) и Андрея Дмитриевича Сахарова (1921-1989) была страстная и деятельная оппозиция по отношению к современной им политической власти. Безусловно, их деятельность вдохновлялась различными идеями и осуществлялась различными методами. Однако каждый из них, в силу значительности личного опыта, и прежде всего - в силу огромного вклада, внесенного в историю формирования русской политической системы, стал для своего века эмблематической фигурой. Именно это дает нам возможность, исходя из биографий этих конкретных деятелей, выявить конструктивные элементы процесса профессиональной идентификации русского интеллектуала и его общественной роли. Радищев символизирует собой этап кающегося дворянина, который перед лицом условий общественной жизни, существовавших в тогдашней России, отвергает свое привилегированное положение и восстает против несправедливостей, творящихся по отношению к крепостным крестьянам 1. "Лучшее, что есть в русской литературе, - писал С. А. Венгеров в 1911 году, - то, чем она так сильна, то, в чем действительно источник ее обаяния и очарования, - это, напротив того, отказ от прав уже приобретенных, от преимуществ прочно установленных и бесспорных"2. Служба сначала в Коммерц-коллегии Санкт-Петербурга (1777), а затем в Городской таможне дала Радищеву возможность стать свидетелем разложения, повсеместно царящего среди государственных ----------------------------------- 1 При ссылках на сочинения Радищева используются издания: Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1938-1952. Т. 1 -3; Vtnturi F. (a cura di). Viaggio da Pietroburgo a Mosca. Bari, 1972. 2 Венгеров С. А. В чем очарование русской литературы XIX века? СПб., 1912. С. 9. Чиновников, и осознать, сколь малоприятным было положение их начальников: "Пример самовластия Государя, не имеющего закона на последование ниже в расположениях своих других правил, кроме своей воли или прихотей, побуждает каждого начальника мыслить, что, пользуясь уделом власти беспредельной, он такой же властитель частно, как тот в общем. И сие столь справедливо, что не редко правилом приемлется, что противоречие власти начальника есть оскорбление верховной власти. Мысль несчастная, тысячи любящих отечество граждан заключающая в темницу и предающая их смерти; теснящая дух и разум, и на месте величия водворяющая робость, рабство и замешательство, под личиною устройства и покоя". Радищев делает из этого следующий вывод: "Человек много может сносить неприятностей, удручений. Глад, жажда, скорбь, темница, узы и сама смерть мало его трогают. Не доводи его токмо до крайности В обществах, где удручение начинает превышать пределы терпения, и возникает отчаяние", которое может вылиться в насильственные формы 3. Проблема царящего в общественной жизни разложения, затронутая уже в знаменитом трактате М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России", вообще была хорошо знакома русскому обществу той эпохи. ............ |