Часть полного текста документа:Трио-квинтет Ю. Буцко. Целостный анализ. Е. Стародубцева I. История создания Трио-квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели в семи частях был написан в 1970 году. Это произведение относится к важнейшему периоду творчества Ю.М. Буцко (с конца 60-х и до середины 70-х годов), когда основой музыкального языка композитора становится древнерусский знаменный роспев1. Именно это направление своего творчества композитор по сей день считает важнейшим. Тогда им была изобретена своя гармоническая система "Знаменные лады", принципы которой сформулированы в авторской аннотации к центральному сочинению "знаменного периода" - Полифоническому концерту2. В Трио-квинтете основная тенденция этого периода воплощена частично. Буцко называет это сочинение "полистилистическим" ввиду намеренного объединения разных композиционных техник (две двенадцатитоновых системы - авторской и немецкой) в одном сочинении.2 В Трио-квинтете, построенном на взаимодействии разных смысловых, историко-художественных и собственно музыкальных ассоциаций, Буцко предстаёт как композитор с явно современным типом мышления: он преломляет чужую тематическую идею (бетховенский мотив "Es muss sein!") и, работая с ней, свободно пользуется различными техниками композиции, в частности авангардными. Композиторский стиль Трио-квинтета разнообразно выявляет индивидуальность автора. Оригинальность сочинения состоит уже в выборе жанра, что особенно отразилось на манере исполнения произведения: одной из используемых здесь авангардных техник является инструментальный театр, который присутствует вплоть до 4 части (пока не соберутся все инструменты). Квинтет образуется не сразу, при помощи постепенного введения инструментов (как бы для "знакомства" с новыми тембрами). Первые две части - фортепианное трио, затем в III части на смену фортепиано приходит новый инструмент - альт, таким образом. И только в точке золотого сечения - IV части - впервые появляется квинтет, но возникает он также постепенно, по мере подключения полифонических голосов. К области чисто инструментального театра относится раздел, открывающий первую часть (до цифры 7). По замыслу автора, начало произведения - это наша повседневность. На сцене происходит музыкальная игра, где музыканты открывают инструменты, пробуют играть, музыка как бы ещё не началась. Таким образом, внимание слушателя постепенно расслабляется, становится рассеянным, "засыпает", а это было автору необходимо для того, чтобы вскоре привести его к серьёзным размышлениям. Однако, несмотря на то, что музыканты (скрипач и виолончелист) должны в этот момент выступать в качестве актёров, их партии строго зафиксированы, а по форме раздел представляет собой точный двухголосный канон в обращении.3 Эта особенность сочетания импровизационности и каноничности ставит аналитика перед серьёзной теоретической проблемой (аналогичные примеры автору этой работы неизвестны). При подготовке звукозаписи композитор отказался от этого начального раздела, что было обусловлено техническими причинами: при прослушивании произведения в записи этот раздел не имел такой ценности как на сцене, т.к. ничего не было слышно. Замысел Трио-квинтета возник во время поездки Буцко в Польшу на фестиваль "Варшавская осень". ............ |