Министерство образования и науки РФ
РЕФЕРАТ на тему:
Работу выполнила
2004 год
План:
1. История возникновения монастыря
2. Становление монастыря
3. Роль монастыря до революции
4. Монастырь в советское время
5. Монастырь в настоящее время
История возникновения монастыря.
В пятнадцати километрах от города Александрова в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печёрского монастыря. Из-за притеснений униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким, предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдалённом месте в пределах Московского княжества. С этой целью он отправился в северные земли княжества и в лесном урочище, именуемом по реке Махрище, решил остановиться для пустынножительства. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Стефан получил от Великого князя не только нарочитую грамоту на пользование найденным местом, но и обильные пожертвования на строительство монастыря. Молва о Стефане быстро распространилась среди окрестных жителей и скоро к нему стало приходить немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни. Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды.
2. Становление монастыря.
По окончании строительства преподобный Стефан отправился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря.
Крестьяне деревни Юрцово, расположившейся на другом берегу реки Молокчи, грубо восстали против преподобного, боясь, что оно овладеет их землями. Использовав все средства для увещевания и не добившись результатов, Стефан не некоторое время покинул монастырь, поручив управление им иеромонаху Илии.
По просьбе Дмитрия Донского Стефан прибыл в Москву, где был радушно встречен святителем Алексием и самим князем. Обители вновь пожаловали земли и угодья, после чего преподобный вернулся в монастырь.
14 июля 1406 года преподобный Стефан окончил свой жизненный путь оставив после себя процветающий монастырь.
В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении.
Новый расцвет обители связан с игуменством Варлаама в 1557 году. Собранные сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба он преподнёс царю Иоанну Васильевичу Грозному. Сам Иоанн Грозный не раз посещал Махрищскую обитель, пожертвовал 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей.
Над мощами преподобного Стефана была сооружена церковь в его честь, ставшая северным приделом Троицкого храма. Освящён придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана.
В 1970 году игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского и вернулся в монастырь лишь в 1583 году, где и скончался через два года.
В смутное время "…от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорён до основания…", - так написано в грамоте царя Михаила Феодоровича в 1615 году.
3. ............