ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»
Кафедра педагогики
Контрольная работа
Ценности и воспитание
Исполнитель:
Мохова Ольга Ивановна
студентка 1 курса
заочного отделения
педагогического факультета
(педагогика и психология)
Научный руководитель:
Мальцева Наталья Владимировна
преподаватель кафедры педагоги
Ишим 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Проблема содержания воспитательного процесса
ГЛАВА 2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
2.1.Провозглашение современной культуры жизни как наивысшая ценность
2.2. Ценностное отношение к обществу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.
Как ни странно, ответить на вопрос, что же составляет содержание его работы с детьми, нелегко, ибо этот вопрос касается нашего общества представления о содержании человеческой жизни, существующего в своих двух полярных решениях. Древнегреческое «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?» отражает эти два противоположных подхода.
Если мы примем решение, что человек существует во имя того, «чтобы есть», то жизнь, по нашим предложениям, наполняется предметной собственностью самого факта существования, добыванием средств жизни. Если мы избираем прямопротивоположное решение, полагая, что человек «ест, чтобы жить», то за пределами средств существования («ест») раскрывается иное содержание жизни, а предметная деятельность по обеспечению средствами существования приобретает статус условия, но не цели[1,156].
Немецкий, а затем американский философ и психолог Эрих Фромм говорит о принципиальном отличии человеческой ситуации жизни от ситуации жизни животного. «Животное довольно, если удовлетворенны его физиологические потребности, - пишет он, - …но в той мере, в какой человек является человеком, удовлетворение этих инстинктивных потребностей не достаточно, чтобы сделать его счастливым. Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношения человека к самому себе. Нет конца в этом постижении проблемы своего существования, в желании человека стать создателем собственно жизни, которая никогда не будет удовлетворять человека, а будет двигать его к решению новых и новых проблем[4,411].
Ребенок, вводимый педагогом в эту «человеческую ситуацию», вводится именно в сферу отношений. Предметное наполнение их взаимодействия разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой. Занимаясь на уроке с учительницей, дети постигают отношение к знанию, ко взрослому, к женщине, к руководителю, к науке, к человеку вообще. Отправляясь на экскурсию в музей, они порождают отношение к прошлому, к прогрессу, к цивилизации, к человечеству. Наблюдая, как одноклассник исполняет гимнастическое упражнение, проживают радость красоты, жажду силы, уверенности и власти над своей натурой. ............