1. Экономическое содержание цены. Факторы, влияющие на цены
1.1 Экономическое содержание цены
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.
Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток — их падение. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.
Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- , макро - и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или внешнего рынка) ценами.
На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потребителей. Таким образом, в условиях рыночного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.
На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.
Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.
1.2 Факторы, влияющие на цены
Цены играют активную роль как на уровне микро-, так и макроэкономики. В них фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее пропорций. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия.
В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов — внешних и внутренних (табл. 1).
Таблица - 1 Факторы ценообразования
Внутренние Внешние
Особые свойства товара
Способ производства
Ориентация на рыночные сегменты Жизненный цикл товара Организация сервиса
Авторитет фирмы
Реклама, продвижение товара
Политическая стабильность в стране Обеспеченность основными ресурсами
Рыночная среда
Участники каналов товародвижения
Масштабы государственного регулирования цен Совершенство налогового законодательства Внешняя экономическая политика государства
Внешние факторы, то есть факторы макроэкономического уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами.
Политическая стабильность создает для предприятий предпосылки для работы на перспективу, не вызывая у них стремления к получению сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.
Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, например топливно-энергетических, ставит предприятия в большую зависимость от импортеров
Важным элементом, определяющим степень контроля предприятия над ценами, является рыночная среда, в которой оно функционирует или собирается работать. ............