Часть полного текста документа:Цивилизационный подход: интерпретация или дезинформация? Емельянов-Лукьянчиков М. А. На вопрос о сути цивилизационного подхода каждый второй школьный учитель и каждый третий обыватель, знакомый с этим подходом, отзовется о нем крайне негативно. Среди характеристик наверняка будут присутствовать отсутствие точного определения термина "цивилизация", не разработанность представлений о внутренней структуре и этапах развития этого исторического феномена, "заумность" и насыщенность терминологией, не ясной никому кроме адептов этого учения... Не в последнюю очередь будет обращено внимание на крайнюю идеологическую предвзятость многих современных адептов цивилизационного подхода, в полном противоречии с неотделимым от понятия "цивилизации" идеалом многополярного мира выступающих с позиций либерального глобализма. Современные "последователи" цивилизационного подхода умудряются причислять себя к таковым, отвергая основные положения наследия его основателей. Критикуют автора термина "европейничанье" Данилевского и автора "Заката Европы" Шпенглера за констатацию кризиса западной цивилизации и отсутствие в трудах апологетов самостоятельных исторических типов поддержки идеи "общечеловеческой цивилизации"! Отсюда единственным "подлинным творцом" цивилизационного подхода оказывается Тойнби, которому правда достается за "мракобесие" (английский историк считал религию главной составляющей цивилизации). Между тем, если обратиться к трудам основателей цивилизационного подхода - К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера и А.Д. Тойнби без какой бы то ни было идеологической предвзятости, то мы найдем в них и определение понятия "цивилизации", и четкое представление о том, из чего она состоит, как развивается, поймем, чем, на их взгляд, ценен многоукладный мир, состоящий из цивилизаций, разнящихся своей инаковостью. При определенной склонности, например, Шпенглера к сложному смыслообразованию, мы не найдем ни в его трудах, ни в трудах других основателей цивилизационного подхода никакой особой "заумности", или, по крайней мере, чего-то такого, в чем нельзя было бы разобраться при некотором усилии. В любом случае мы не найдем в них (может быть за исключением позднего Тойнби) и того "вдалбливания" собственного мировоззрения, которое характеризует работы современных авторов. Гении не навязчивы... Возникает вопрос, откуда же возникло такое несоответствие между трудами основателей цивилизационного подхода и современным представлением о них? Это является следствием интерпретаций трудов Леонтьева, Данилевского, Шпенглера и Тойнби современными исследователями, которые имеют как объективные, так и субъективные причины. Если к последним относится неуемное стремление попасть в модный "mainstream", и даже исповедуя цивилизационный подход, доказать свою принадлежность к "единому цивилизованному человечеству", то объективной причиной подобного положения вещей является определенный системный кризис самой методологии научного знания. Ныне трактовка понятия "цивилизационный подход" (и, соответственно, подбор трудов по нему) весьма широка: в современной историографии в представителей цивилизационного подхода вдруг "превратились" хорошо знакомые авторы (В. О. Ключевский, Е. Л. Чаадаев и Н. ............ |