Часть полного текста документа:Цветовая символика и психодиагностика Базыма Б.А. Введение Современную цветовую психодиагностику обычно критикуют за отсутствие удовлетворительных научных теорий, лежащих в основе той или иной конкретной методики, и одновременно за то, что интерпретации, предлагаемые этими методиками, сильно напоминают "астрологическо - кофейное" мировосприятие. Прежде всего, это касается, безусловно, наиболее популярной на сегодняшний день методики - цветового теста Макса Люшера (M. Luscher color test). Исходя из этого, наиболее последовательные критики, отвергают и само право на существование цветовой психодиагностики, тем самым, "выплескивая с водой и ребеночка". Но, как известно, "свято место пусто не бывает", а потому это "рвение" приводит как раз к тому, что в цветовую психодиагностику приходят "астрокофейщики" и вполне уютно в ней располагаются. Принимая, в целом, подобную критику, следует обратить внимание на тот факт, что отмеченные "больные места" цветовой психодиагностики, представляют собой исторически сложившееся объективное противоречие между наследством традиций цветовой символики, ее современным этапом развития и существующими в настоящее время цветовыми тестами. Цветовые методики психодиагностики родились из "недр" цветовой символики и покуда полностью от нее не отпочковались. Для них закономерно теорией и методологией являются традиции и схемы цветового символизма. Да, это "теория" архаическая, но коль скоро она "породила" цветовую психодиагностику, следовательно, в ней есть нечто "стоящее". Следовало бы выплавить из руды цветового символизма чистый металл собственно научной теории цветовой психодиагностики. В статье рассматривается ряд ключевых, на наш взгляд, аспектов подобной "плавки". Этапы развития цветовой символики Мы выделяем три основных этапа развития цветового символизма [2]. Но прежде, чем дать их характеристику, следовало бы ответить на вопрос, правомочно ли вообще говорить о развитии цветовой символики. Автор сторонник положительного ответа. Известно, что "принятым по умолчанию" доказательством того, что нечто развивается, есть сравнение разнесенных во времени образцов одного и того же объекта исследования. В случае цветового символа речь должна идти о сравнении его содержания в различные исторические эпохи. Проведенные нами анализ и сравнения позволяют утверждать, что содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от историческо - культурного контекста. Приведем пример, используя данные, полученные в исследованиях В. Тэрнера [6]. Общим для первобытных народов древности и современности (например, "Ндембу"), а также ряда древних культур, в частности, древнеиндийской, В. Тернер полагает особенно высокую степень сакральности цветового символа. Цвет для них выражает мировые силы и начала "высшего" уровня (например, цвета "гун" в древнеиндийской философии). Цвет как бы и есть сама высшая сила или божество, которая, тем самым (визуально), являла себя людям. Использование цвета в магических ритуалах и обрядах воспроизводило различные перипетии божественного бытия и отношения между высшей силой и смертными. "Просто так", случайно или исходя из эстетических соображений цвет, не применялся. ............ |