Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра истории и культурологии
Контрольно-курсовая работа
на тему
«Тульский самовар».
Тула 2009
Содержание
Введение
1. Появление самоваров в России
2. Тульские самовары
3. Устройство и производство
4. Самоварные выставки
5. Тульские фабриканты
6. Музей «Тульские самовары»
Список литературы
Введение
«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.
Эта тема широко вошла в русское искусство в целом. В первой половине XIX века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром, изображения загородных пикников с непременным самоваром и чаепитием. В конце XIX – начале XX века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих русских художников ( К.С. Петрова- Водкина, И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках.
Появление самоваров в России
История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл.
Сейчас трудно сказать, когда был создан первый самовар, но его появление теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь российский уклад жизни.
Активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого, ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века начала добываться во все возрастающем количестве и в 50-х годах XVIII века она уже вывозилась за границу».
Уральские заводы, наряду с такими традиционными центрами по изготовлению медной посуды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск, становятся крупнейшими производителями этого вида изделий. ............