Часть полного текста документа:Туманян Ованес С. Гамалов Туманян Ованес (1869-1923) - выдающийся армянский писатель. Р. в семье священника. Учился в тбилисской школе "Нерсисян". Начал писать в юности. Раннее его произведение - сказка "Собака и кот" (1886). С начала 90-х гг. Т. начал печататься во многих армянских периодических изданиях прогрессивного направления, а также в детских журналах. Туманян принимал активное участие в литературной и общественно-политической жизни. Одно время тесно примыкал к буржуазно-националистической партии "дашнакцутюн", редактировал газету дашнакского направления "Оризон" (Горизонт, 1909), дважды подвергался аресту (1908-1909, 1911-1912) и судился по большому процессу партии "дашнакцутюн". Вместе с группой известных армянских писателей (Лео, Шант, В. Папазян) составил и издал букварь и книгу для чтения "Лусабер" (Светоч) для армянских школ, а также лит-ую хрестоматию "Армянские писатели". Основал детский журнал "Аскер" (Колосья). В 1912 организовал в Тбилиси "Союз армянских писателей" и руководил им. Империалистическая война и роль дашнаков в ней как лакеев империализма способствовали окончательному отказу Т. от националистических увлечений и полному разрыву с дашнаками. В первые годы Октябрьской революции (1918-1920). Т. выступал в армянской и русской печати Закавказья как убежденный сторонник советской власти. Он горячо приветствовал советизацию Грузии и Армении. Т. как общественного деятеля характеризуют: решительное и безоговорочное приятие Великой Октябрьской социалистической революции (в то время как многие крупные армянские писатели оказались в эмиграции), гневные выступления против братоубийственных войн и распрей ("Капля меду" - 1909, "Конец зла"), пламенные призывы к братскому единению трудящихся Закавказья, выступления против дашнакской авантюры (1921) и белой эмиграции ("Похуже голода"). В 1919 получил высокое звание народного поэта. Вступив на литературное поприще в период решительной ломки феодально-патриархального уклада жизни народов Закавказья и начальной фазы развития капитализма, Т. отразил в своем творчестве этот переходный период со всеми его противоречиями. На первом этапе своего творчества Т. испытал влияния националистической романтики армянской буржуазии 90-х гг. (цикл стихотворений "С отчизной", не лишенный налета религиозности), а затем - мелкобуржуазного демократизма. Относительно небольшое литературное наследство Т. весьма разнообразно: поэзия и проза, лирика и эпос, поэмы, сказки, басни и баллады. Подлинной стихией его творчества является эпос. Прекрасная обработка замечательного памятника армянского народного творчества - героического эпоса "Давид Сасунский" (1902), а также ряда народных сказок, преданий, легенд и баллад ("Храбрый Назар", "Хозяин и работник", "Ахтамар", "Кукушка", "Собака и кот" и мн. др.), поэмы из народной жизни - "Сако лорийский" (1889), "Маро" (1887), "Ануш" (1901-1902) и историческая поэма "Взятие Тмбкаберда" (на сюжет которой написана опера А. А. Спендиарова "Алмаст") - вот самое ценное в творчестве Т., отмеченное печатью глубокой народности. В своем творчестве он особенно ярко отразил жизнь патриархальной деревни. Однако напрасно армянские буржуазно-националистические "литературоведы" пытались представить Т. апологетом патриархальной крестьянской "самобытности". Все творчество Т. ............ |