Содержание
Ведение
Глава 1. Особенности русского пейзажа второй половины 19 века
Глава 2. Творчество А.К. Саврасова
Глава 3. «Грачи прилетели»
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Иллюстрации
Введение
В высоком расцвете русской живописи второй половины 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Одним из тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творил пейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.
Проблему складывания реалистического пейзажа в истории искусства рассматривали многие критики и деятели искусства как 19 столетия, так и непосредственно нашего времени. На сегодняшний день существует великое множество литературы, включающей в себя сборники и монографии таких заслуженных исследователей искусства, как А.А. Федоров-Давыдов, Ф.С. Мальцева, В.В Стасов. И многих других. И естественным будет сказать, что при раскрытии темы данной работы автором были использованы их труды.
Изучая работу А.А. Федорова-Давыдова «Русский пейзаж 18 – начала 20 века»[1], можно сказать, что книга дает достаточно полное представление и о рассматриваемом предмете, и о трактуемых историко-художественных проблемах. Главная же научная заслуга автора заключается в том, что обращаясь к русскому пейзажу, он выявляет не только внутренние закономерности развития этого жанра, но и общие черты, общие свойства национального художественного сознания на данном этапе его исторического развития. Помимо этого, в работе нашли свое обобщение мысли автора не только о пейзаже, но и русской культуре в целом, и можно даже сказать, что этот труд подвел определенные итоги всем его научным исследованиям. Тем не менее, нами была использована лишь одна глава – Ф.А. Васильев. Именно здесь описывается собственно становление русского реалистического пейзажа, а так же рассматриваются события, сопутствовавшие данному процессу. Кроме того, рассматривая творчество Ф.А. Васильева, автор проводит аналогии с творческой деятельностью А.К. Саврасова.
Кроме того, нами была использована еще одна монография данного автора - «А.К. Саврасов. 1830-1897»[2], в которой аналогично труду Мальцевой Ф.С. «А.К. Саврасов»[3] жизнь и творчество художника рассматриваются с истоков возникновения, выявляются причины и события, повлиявшие на становление таланта мастера, прослеживается четкая хронологическая связь между периодами на протяжении всей творческой деятельности. В данных работах описаны мельчайшие подробности из жизни художника, рассмотрены и проанализированы многие произведения.
Говоря о работе Ф.С. Мальцевой «Мастера русского реалистического пейзажа»[4], мы можем сделать вывод, что автором представлено исследование эволюции русского пейзажа второй половины 19 века. Автор подробно освещает круг вопросов, связанный с формированием русского пейзажа в 60-е годы, раскрывая новые черты свойственные ему в то время. ............